КНаМ в Хабаровске: «Сон Сонечки» - слезы и восторг

Только благодаря организаторам 19-х Дней немецко-российской культуры в Хабаровске, жители дальневосточной столицы смогли посмотреть спектакль «Сон Сонечки» театра КНаМ из города особого президентского внимания. Билеты раскупались «в мгновение ока», было объявлено дополнительное представление, спектакли прошли с аншлагом, заняты были не только зрительские сиденья, но и ступеньки в «малом» зале краевого театра драмы. Так уж получается, что этот театр чаще бывает во Франции, чем в Хабаровске. В Европе КНаМ любим и известен, в России, конечно, знают что есть какой-то там театрик с окраины российской Вселенной, но столичные критики обходят своим вниманием: актеры не тусят в звездной тусовке, в популярной особой породы наследников «строителей светлого будущего», не снимаются, они или в Комсомольске-на-Амуре, или во Франции, где кстати их называют «неопознанным летающим объектом», снимают документальные фильмы о спектаклях, приглашают делиться опытом… Комсомольчане, пожалуй, одними из первых в России, стали заниматься документами и тем, что сегодня называют квестами, ставить документальные спектакли. Хабаровские частные прокатчики КНаМом не интересуются: современное искусство им , видимо, непонятно,. Что касается государственной поддержки, то есть одна важная закавыка: театр частный, не государственный. Чиновники от культуры на отпущенные налоговые денежки многомиллионно поддерживают, как правило, своих, государственных, вне зависимости от качества, актуальности и желания горожан. Показы КНаМовского спектакля в Хабаровске совпали с днем рождения великого русского писателя Федора Достоевского, которому 11 ноября исполнилось 195 лет. «Сон Сонечки» состоит из документальной – реальной истории попытки самоубийства девушки Сони и художественной части - произведения Достоевского «Сон смешного человека», которые где-то конфликтуют друг с другом, где-то друг друга поддерживают, и этот странный микс, сценарно-режиссерский конрапункт, если не канон, пусть страшной, но вполне житейской истории суициада, приобрести «космическое» звучание, стать философской притчей о лжи, эгоцентризме. «Самоубийца убивает не себя, он убивают близких ему людей!» - сказала одна из зрительниц. Кто-то из зрителей плакал, кто-то задумчиво «ущел» вглубь себя, облученной звучащим Достоевским и почти хладнокровным препарированием глубин подсознания, откуда – чуть тронь - лезут всякие «демоны». Были и такие, кто по телевизионно-сериальной привычке пришел за «сюжетиком». Естественно, что сюжета такой зритель не понял, действо оказалось за гранью сознания, сформированного таким «качественным» советским и просоветским образованием. Хотелось шепнуть возмущающимся в очереди в гардероб после спектакля : «Окститесь! В театр ходят за эмоциями и новыми мыслями, за художественным катарсисом и живым общением!» Хотя вряд ли отрезвит жертв «Карамболин» и театрального фастфуда шепоток. Да и главная задача современного искусства не удовлетворять потребности, а вызывать эмоции, путь и негативные. О технической части спектакля, так органично вплетенной в почти «художественное» слово, в работе с изображением на экране, можно говорить часами, но лучше это отдать на откуп театроведам. Это впечатляло. Что касается «художественного слова», то чтение Достоевского было блестящим. Никакого актерства, точно расставленные акценты. Уже это одно доставляло не наслаждение, то удовольствие. Если говорить, о звукоряде спектакля, то он был сделан мастерски. Это можно было слушать, это была как одна музыкально-шумовая композиция... В финале спектакля актеры тянули к зрителям ладони…. Самые страшные преступления творятся из-за равнодушия. Отсутствие любви - это не только приговор, это та исходная точка, то зерно из которого вырастает зло. С другой стороны: «Полюби нас черненькими, а беленькими нас всякий полюбит»… Сил бы. Полную версию статьи читайте в свежем номере газеты «Молодой дальневосточник XXI век»

КНаМ в Хабаровске: «Сон Сонечки» - слезы и восторг
© Молодой дальневосточник XXI век