Сильфиды прерванный полет

Михайловский театр внёс свою лепту в приобщение публики к семейным постановкам. По завершению дневных представлений балета «Сильфида» юные зрители и их родители могут пройти в «святую святых» — на сцену, сфотографироваться с артистами и расспросить их о спектакле. Рассказ имеет шанс затянуться: у «Сильфиды» богатейшая история. Представленная в 1832 году в Париже, а в 1834-м в Копенгагене, она произвела театральную революцию. Мария Тальони, изображая деву воздуха, впервые поднялась на пальцы. Мастера сценической машинерии изобрели приспособления, позволяющие героине и ее подругам летать над сценой. Зрительницы, впечатленные костюмом Марии, ввели в обиход глубокое декольте и рукавчики-крылышки. Ко времени появления балета в России эти нововведения утратили актуальность, но старинная сага о семье и долге волнует, как и встарь. Постойте-ка, — скажет придирчивый зритель. Где в этом антикварном балете с приятной музыкой говорится о семейных ценностях? Молодому шотландцу Джеймсу то ли во сне, то ли наяву является воздушное создание. Белоснежный тюник, веночек, жемчужное ожерелье на тонкой шейке. Прелестница кружится, балансирует на ножке, почти летит и таки улетает в каминную трубу, не замарав и пальчика. А у Джеймса тем временем на подходе собственное бракосочетание. Невеста Эффи уже надела праздничный наряд. Гости, бодро притоптывая на грубо сколоченном полу, отплясывают свадебную джигу. Однако пылкий юноша, оставив гостей, мчится на берег озера, под сень дубов и клёнов к порхающим тут и там сильфидам. Их легчайшие перемещения, как на сцене, так и в воздухе, оформлены в стройное гран па, эту остроумную материализацию романтической мечты. Причем, как нередко бывает в балете, совершенная форма отодвигает на второй план несовершенное содержание. В спектакле Михайловского гран па — бесспорный центр композиции, и оба виденных мной состава подчеркивают его поэтическое своеобразие. Анастасия Соболева пленяет угловатой девичьей грацией. Анжелина Воронцова — продуманным женским кокетством. Виктор Лебедев в роли Джеймса резок и порывист. Леонид Сарафанов мягок и вкрадчив. Ну а девушки-сильфиды, это коллективное воплощение мечтаний, синхронно очаровательны. Другое дело, что очарование питает грёзы, для повседневной жизни нужны другие идеалы. Забвение этого принципа стоит жизни и Сильфиде, и Джеймсу. Тем, кто хочет вникнуть в мораль безусловно поучительного сюжета, стоит научиться читать «семафорную» пантомиму. Приятель Джеймса, Гурн, влюблённый в Эффи, прикладывает пальцы к глазам и семенит на сильфидный манер. Это означает: я её, Сильфиду, видел. Вот вам и разгадка всей коллизии. Из множества действующих лиц героиню-невидимку узрели только двое. Но если Джеймс пустился за призраком в погоню, то Гурн не поддался искушению и был вознаграждён финальным счастьем с Эффи. Зритель, правда, убеждается в его верности и стойкости путем умозрительных заключений. В отличие от балетоманов эпохи романтизма, мы не привыкли всматриваться в жестикуляцию. О состоятельности героя судим по его танцам, а их данный персонаж, увы, лишён. Кстати, один из лучших интерпретаторов Бурнонвиля Йоханн Кобборг, ставя в Большом театре «Сильфиду», все же позволил Гурну высказаться» в страстной вариации, чем в разы увеличил в зале количество сторонников семейного очага. Михайловский с его акцентом на эфемерную прелесть белого балета, рискует умножить ряды его противников... «Сильфида» на музыку Харальда Левенскольда, Михайловский театр, 2016. Хореография: Август Бурнонвиль Постановка: Эльза-Марианна фон Розен. Восстановление хореографии: Михаил Мессерер. Сценография: Сергей Соломко. Костюмы: Олег Виноградов. Восстановление декораций и костюмов: Вячеслав Окунев. Ближайший спектакль — 3 января 2017 года.

Сильфиды прерванный полет
© Известия