Хабаровский ТЮЗ: Слезы и Родина
В дальневосточной столице три премьерных показ спектакля «Лондон» в Театре Юного Зрителя прошли при полном аншлаге. Горожане от души смеялись, в финале плакали и долго аплодировали стоя. Впервые хабаровчане познакомились с пьесой Максима Досько "Лондон" во время марафона актуальных текстов ТЮЗовского фестиваля-лаборатории "Наша тема". Эскиз спектакля по этой пьесе завершил фестиваль. Зрительское жюри проголосовало за включение пьесы в репертуарную афишу театра. Стоит напомнить, что эскиз показывали в театральном дворике. Задача была непростая – перенести спектакль на главную сцену. «Лондон» потерял звездное небо, близость к зрителю, дыхание улицы, врывающийся в ткань спектакля клаксонами, сумасшедшими байкерам, хитками из проезжающих машин. Зато приобрел новые «фишки», украсившие и придавшие новые смыслы спектаклю. « Пьеса появилась совершенно случайно. Искал материал к фестивалю. На это произведение наткнулся совершенно случайно. Начал читать. «Что это за ерунда?» - подумал сначала. Потом вдруг мне стало смешно. А потом стало интересно. У нас с Павлом Оглуздиным, художником спектакля довольно плотный тандем. И когда мы стали обсуждать, кто бы мог сыграть. Решили попробовать Юрия Бондаренко », - рассказал Александр Зверев, режиссер спектакля. «Саша прибежал ко мне за два часа до авиарейса в Новосибирск. Тогда театр принимал участие в фестивале «Новосибирский транзит». Схватил меня двумя руками и говорит: «Лондон. Дасько. Текст.. Читай!» Я пришел домой и в этот же день нашел текст, прочитал текст вслух жене. Начинается все с долгого английского текста. Прочитал. Что-то как-то совсем тяжело воспринималось, особенно те факты, на которые люди не обращают обычно внимания: на то, как, допустим, чистится канализация.. А тут случилось, что на новогодних каникулах забилась у нас канализация. Чудом нашелся дяденька, пришел, все сделал. И тут стала понятна ценность этих людей, стала понятна пьеса », - поделился Юрий Бондаренко. Главный герой - сантехник Гена, волей судеб ставшего трезвенником ( это , наверное, самая сказочная деталь спектакля). Он в свободное от работы время - прочистка канализации, замена вентилей и т.д. занимается декоративно - прикладным творчеством – плетением из соломки. Узнав о том, что проходит мировой конкурс, сфотографировал работы и отослал строгому жюри. А его взяли и вызвали в Лондон на финал конкурса и присудили победу номинации среди соломенных работ, да еще и наградили Гран-при фестиваля. Вроде бы истории о Золушке - сантехнике. Но, собственно, это не главное. Вся комфортная , такая правильная британская столица, оказывается, ни в какое сравнении не идет с малой Родиной. В Лондоне Гена чувствуют себя, совершенно естественно, не в своей тарелке, все ему кажется неправильным. То ли дело дома : «Раков-Минск-Озерцо, родительский дом, картошку там садить скоро надо, сын, Беларусь, ЖКХ, порывы делать, с электриком подъезжать из Малиновки, новую КНС осваивать, с металлоискателем бродить, летом может на Нарочь сгонять, осенью в грибы ходить, зимой с бани в снег прыгать, на мотоблок накопить хотел… Родина!» ... Родина – это не государство, не победы!Родина – это и соломка, и работа, даже такая, где можно столкнуться с буквально самым гадким результатом жизнедеятельности людей. О фишках, постамент, то выполнявший роль полок в поселковой общественной бане, то скамейки в зале ожидания аэропорта, с канализационным люком ( о, эта театральная условность!) в какой-то момент был похож то на танк ( а как еще обороняться сантехнику от искушений западной цивилизации), то на амбразуру (главный герой – непьющий сантехник так и смиренно, и молчаливо работает за всех коллег, выполняет самое сложные задачи, – чем только канализацию не забивают граждане, вплоть до пыжиковой шапки) , а то на практически Голгофу, куда взбирается Гена не с любовью ко всему человечеству, а с любовью к малой Родине. И такой хрупкой казалась эта любовь, как соломка, из которой главный герой плетет свои декративно-прикладные шедевры, такой нежной, такой беззащитной … Мы, наверное, все тоже любим нашу малую Родину. Кто как может. И та невероятно правдивая искренность, исполнившего роль сантехника Гену Юрия Бондаренко вызывал слезы. Такие же слезы вызывал у зрителей когда-то Евгений Леонов. Это редкая правдивость настоящего мужика, порой смешного, наивного, по-своему хитрого, трогательного и такого одинокого, и такого нужной этой самой малой Родине. И никакой такой мужик не маленький, как часто любят называть таких героев литературные критики. На таких земля держится. Такие и трех генералов прокормят на необитаемом острове, и блоху подкуют. Таких бы побольше! Юрий Вязанкин