Ещё

В Музее Москвы стартовала выставка, посвященная истории архитектуры ХХ века 

В Музее Москвы стартовала выставка, посвященная истории архитектуры ХХ века
Фото: Московский Комсомолец
Революционная стилистика конструктивизма, популярного в 20-е годы прошлого века, в последнее время становится объектом не только исследований историков архитектуры, но и БОЛЬШОГО интереса обывателей. В экспозиции «Красные крылья конструктивизма», собранной специалистами Музея Москвы, удалось объединить не только фотографии существующих зданий русского авангарда, но и современные художественные прочтения этой темы.
По мнению Юлии Манусевич, куратора проекта, при возрастающем сегодня интересе к конструктивизму необходимо не только вспомнить обо всех примечательных зданиях, выстроенных в этом духе, но и понять основные стилистические «ключи» направления — то есть строгую геометрию и монохромные (серый, черный и белый), а также красный цвета, сформировавшие в свое время новое революционное настроение в архитектуре.
Напомним, что конструктивизм — это единственное архитектурное направление ХХ века, придуманное в нашей стране. Изначально стиль, характеризующийся прямыми линиями, минимальным количеством цветов и строгой функциональностью зданий, был задуман как резкий ответ на витиеватую «дворянскую» архитектуру дореволюционной России. Однако его неоспоримым достоинством оказалась возможность реализации в условиях дефицита жилья и площадей для строительства, поэтому именно в стиле конструктивизма выдержана первая массовая жилая застройка Москвы ХХ века.
Среди самых известных памятников этого стиля — гараж для грузовиков Моссовета на Новорязанской улице, спроектированный Мельниковым и Шуховым, а также здание Новосухаревского рынка того же архитектора, Пресненский Мосторг архитектора Веснина или ДК ЗИЛ на Восточной улице. Отдельные детали некоторых этих зданий нашли отражение в экспозиции Музея Москвы.
Серия работ «Кремлевская стена. 40 оттенков красного» и «Красная площадь» художника Владимира Наседкина, открывающая выставку, позволяет зрителям наиболее ярко оценить все детали и нюансы архитектуры конструктивизма. А фотографии Владимира Обросова, запечатлевшего здания русского авангарда, существующие сегодня или утраченные в последние годы, дают полноценное понимание тех отдельных элементов — фрагментов зданий, — которые во многом определили облик некоторых российских городов не только в 1920-е годы, но на десятилетия вперед.
Напомним, что волна интереса к конструктивизму всколыхнулась в Москве летом 2016 года, когда глава столичного стройкомплекса заявил в дискуссии о сносе аварийного жилья, что не всегда поддерживает градозащитников, которые выступают против какого-либо уничтожения зданий «советского конструктивизма».
«Лично я считаю, что эти дома надо оставить как памятники того, что нельзя строить. Оставить обязательно два-три комплекса», — отметил Хуснуллин, добавив, что в остальных случаях допустимо обсудить снос, особенно если жители вынуждены существовать в аварийных условиях. Тогда историк советской архитектуры Денис Ромодин выступил с объяснением, что именно сейчас, в 2010-х годах, интерес к конструктивизму возрос не только в России, но и в Европе — в связи с высоким уровнем функциональности таких зданий.
«Это то уникальное направление архитектуры, которое зародилось в эпоху авангарда и дало те постройки, на которые ездят смотреть зарубежные архитекторы. Эти идеи стали сейчас популярны и востребованы в европейском градостроительстве. Именно поэтому сейчас ценно сохранить кварталы подобного типа и более тщательно изучить их», — цитируют слова историка городские СМИ.
Видео дня. Археологические находки, встрепенувшие ученых
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Больше видео