Галерея Artstory представила полотна Роберта Фалька и Александра Лабаса, а также фотографии Александра Родченко. Адрес вынесен в название экспозиции не случайно. Именно в доме на Мясницкой появились все эти работы. И там же жила муза артистической Москвы, поэтесса и художница Раиса Идельсон. Она известна существенно меньше, чем ее сестра — актриса и театральный педагог Александра Азарх-Грановская. И уж точно меньше, чем два великих мужа: первый — Фальк, второй — Лабас. Однако немногочисленные картины Идельсон позволяют предположить, что по масштабу дарования она своим спутникам жизни не уступала. Куратор экспозиции, внучка Лабаса и Идельсон Алиса Лабас рассказала «Известиям» о судьбе художественного наследия своей бабушки. — Поскольку Идельсон жила в тени двух гениев, она к своим работам относилась достаточно легкомысленно, раздаривала их. Особенно в 1970-е годы, когда была волна эмиграции. Поэтому сейчас многие ее полотна — в Израиле, Америке, Германии, — сообщила Алиса Лабас. — Вероятно, некоторые коллекционеры, когда-то купившие ее картины как художницы начала XX века, даже не знают, кто это. Надеюсь, что наша выставка станет толчком к поиску ее работ. Из трех представленных холстов Идельсон наиболее интересен «Автопортрет». На нем мы видим укутанную в меха чернобровую девушку с пристальным и слегка надменным взглядом. Образу светской львицы и музы гениев он соответствует больше, чем все остальные изображения Идельсон на выставке. Впрочем, их сравнение позволяет оценить многогранность этой личности и своеобразие взгляда каждого художника. Первым запечатлел Раису ее витебский педагог по живописи Иегуди Пэн. Сидящая девушка с кошкой на коленях выглядит беззащитно и трогательно — ученица явно робеет перед мастером, хотя ее обжигающие карие глаза выдают внутреннюю силу. Фривольное авторское название «Две кошечки» сообщает иронично-игривый оттенок работе. Больше всего портретов Идельсон написал другой ее учитель, а затем и супруг — Роберт Фальк. «Женщина в красном лифе» (работа из Третьяковской галереи), «Девушка, расчесывающая волосы», «Девушка у окна», «Женщина, лежащая на тахте под портретом Сезанна» (все — из частных собраний)... Изображая жену, Фальк не стремился выбрать наиболее выгодный ракурс, не делал акцент на ее красоте, но передавал обаяние, неординарность Раисы. Объединяет полотна Фалька интимность образа: он показывает свою возлюбленную в домашней обстановке, расслабленную, искреннюю. У Лабаса же чувствуется дистанция между художником и моделью. На портрете 1930 года (они тогда еще не были вместе) у Раисы строгий, даже немного формальный облик — стрижка каре, синяя блузка под темным пиджаком или жилетом. Но эмоциональный заряд создается взглядом — властным, умным, заинтересованным. Вместе с тем у того же автора на выставке довольно много случайных, чисто рабочих набросков, а также картин, не связанных с концепцией. Есть и вещь с сомнительной атрибуцией: акварель Лабаса названа «Дзинтари» и датирована 1939 годом, но вряд ли художник мог побывать в независимой Латвии в год начала Второй мировой. ​​​​​​​ Панорама творчества Родченко — еще одного героя экспозиции — тоже неоднородна по качеству. Хрестоматийные фотографии, демонстрирующие поиск в области ракурсов, геометрии линий, соседствуют с обычными снимками, интересными разве что именем автора и привязкой к Мясницкой, 21. И всё же создателям проекта удалось главное: подарить нам возможность увидеть работы великих новаторов 1920-х годов и вывести из тени мужчин их незаслуженно забытую спутницу.

Ищите женщину
© Известия