Началась работа над "дорожной картой" развития российских музеев

Может ли музей остаться хранилищем главных культурных ценностей и найти частные инвестиции на свое развитие? Может ли музей заняться социальным маркетингом вместо сугубо коммерческого и при этом не разрушить "волшебность" отношений посетителя музея с ним? Лучшие музейщики страны пытались выработать "дорожную карту" развития до 2030 года для почти 3000 российских музеев, обсуждая в Общественной палате проект концепции развития музейного дела. Скептики сомневались: во всем мире сейчас сужается прогнозное поле развития музеев, и 2030 год - это очень далеко. Но музейщики все-таки уверены, надо взять в руки компасы и сверить маршруты. Например, договориться и убедить начальство, что посещаемость музеев не может являться для них абсолютным показателем. Бесконечное увеличение этого показателя может кончиться только разрушением культурного памятника, уверена начальник отдела Музейного фонда РФ департамента культурного наследия Министерства культуры Наталия Чечель. - Основной комплекс Эрмитажа может вместить одновременно 7111 человек, - уточняет директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, - подчеркивая, что это ограничивает от бесконечного роста показатель посещаемости. Время, когда от музея все ждали коммерческого апгрейда, все-таки, кажется, миновало. - Не надо забывать, что государство имеет и должно подтверждать свои обязательства перед культурой в целом и перед музеями в частности, - уверен заместитель председателя Комитета Госдумы по культуре Александр Шолохов, возлагающий в связи с этим надежды на разрабатывающийся сегодня закон о культуре. Время, когда от музея все ждали коммерческого апгрейда, все-таки, кажется, миновало - Речь идет о поддержке основных функций музеев - хранения, собирания, реставрации, - уточняет Михаил Пиотровский, подчеркивая, что мы сегодня теряем громадное количество культурного материала нашего времени из-за недофинансирования музеев. По его мнению, музеи сегодня также готовы взять на себя серьезные культурные обязательства перед государством. "Творческая личность, а не потребитель музейных услуг", - вот тот продукт, который хотели бы и создают музеи, считают их директора. Поэтому "дорожная карта" развития музеев должна включать в себя не только обязательства сторон, но и останавливать универсальную плановую прыть чиновников, то требующих от всех музеев открытия филиалов, то затевающих новую тотальную компанию сокращений. Открытие филиалов, как и большинство музейных начинаний, это точно дело штучное, уверен Михаил Пиотровский. Несмотря на всю значимость репродукций в век Интернета, доступ человека к подлинникам остается главным делом для музейщиков, уверена президент ГМИИ Ирина Антонова. - Сейчас важнее думать не о том, как привлекать публику, а о том, что ей показывать, - уверена Ирина Антонова, обеспокоенная планами создания в стране 6-7 крупных и "настоящих" музейных пунктов. - Если мы за пять лет можем построить целые олимпийские городки, строительство крупных музейных центров вполне подъемная задача, - убеждена она. По ее мнению, самые удачные музейные выставки, вроде выставок Серова и Айвазовского, должны показываться в нескольких крупных городах России. Бум можно ожидать и на выставочных "гастролях", стоят же парижане в очереди на российскую выставку Щукинской коллекции. Обсуждение развития музейного дела проходит пока горячую, острую стадию споров, но музейщики уверены, что выработают из разноречивых предложений ясную концепцию.

Началась работа над "дорожной картой" развития российских музеев
© Российская Газета