Войти в почту

Первым делом я стал сравнивать два перевода книги Владимира Набокова The Real Life of Sebastian Knight – привычный перевод Сергея Ильина («Подлинная жизнь Себастьяна Найта») и перевод Геннадия Барабтарло («Истинная жизнь Севастьяна Найта»). Причина в том, что персональная выставка фотохудожника Арсения Семёнова «Возвращение», проходящая в Выставочном зале Псковского отделения Союза художников России, начинается с фотографии, которая попала на обложку книги «Истинная жизнь Севастьяна Найта», вышедшей в издательстве «Азбука».Этот роман Владимира Набокова для меня давно и прочно ассоциируется с фотографиями. Так что когда в 2014 году мы издавали роман «Копи царя Салтана», то эпиграфом я, конечно же, взял цитату из романа «Подлинная жизнь Себастьяна Найта» («Автору, пишущему вымышленную биографию, требуются фотографии джентльмена…» и т.д.).Так что нет ничего удивительного, что редакторы «Азбуки» тоже захотели поместить на обложку книги «Истинная жизнь Севастьяна Найта» фото некоего джентльмена. Но почему обратились к Арсению Семёнову? Такой вопрос я задал своему однофамильцу Арсению Семёнову, которого не видел с 2005 года – с тех пор, как закончил преподавать историю в Псковском техническом лицее, в котором он тогда учился.«Со мной связались из издательства «Азбука» и попросили фотографию для обложки, - ответил Арсений Семёнов. - Я естественно согласился – как только узнал, что это за автор». – «А кто на фотографии?» - «Это мой друг – питерский кавээнщик»…КВН возник в этой истории не случайно, хотя, казалось бы, нет ничего дальше от творчества Набокова, чем КВН.Обложка книги «Истинная жизнь Севастьяна Найта», фото Арсения Семёнова.Дело в том, что всерьёз заниматься фотографией Арсений Семёнов начал благодаря Александру Иванову - создателю псковской творческой компании «Астра Видео», одному из создателей кавээновского движения в Псковской области. «Благодаря ему, - уточнил Арсений Семёнов, - и благодаря Денису Высоцкому, который в Псковском техническом лицее меня туда затащил, я пошёл в КВН. И ещё благодаря Андрею Стрелину, которого вы когда-то тренировали… Далее я снимал для друзей, но Александр Витальевич в школьном лагере приметил меня с фотоаппаратом, придумал фотопроект, который теперь в этом лагере каждый год, и заставил меня снимать. Сначала мне не нравилось, а потом втянулся…» - «Когда это было?» - «Это был 2006 год». – «И с той поры вы фотографируете не останавливаясь?» - «Да». – «Этим зарабатываете на жизнь?» - «Я зарабатываю на победах в фотоконкурсах. Изредка снимаю свадьбы – раза два в год».Благодаря победам на конкурсах, в том числе международных, фотографии Арсения Семёнова стали популярны в интернете, что рано или поздно должно было закончиться персональной выставкой в Пскове (автор живёт в Петербурге).Фотография Арсения Семёнова с персональной выставки «Возвращение»«Это первая персональная выставка?» - «Одна персональная была давно в Петербурге – на открытии фотостудии. А так обычно они совместные…». «Сколько стран попали в объектив?» - «Три. Россия, Франция - Париж и несколько фотографий из Италии». – « Посетители выставки спорят – где коллажи, где фотошоп… Никак не могут разобраться». - «Здесь только на нескольких фотографиях фотоколлажи. Для многих фотографий фотошоп нужен только для того, чтобы добавить глубины, которой не может добавить оптика».Мы подошли к одной из самых заметных фотографий выставки. Фотография называется «Ремонт теплотрассы во время Крещенских купаний». Пришлось уточнить у автора: «Это ваши цветовые фантазии?» - «Нет, я только чуть добавил яркость».Фотография «Ремонт теплотрассы во время Крещенских купаний» Арсения Семёнова с персональной выставки «Возвращение»Арсений Семёнов – сын псковского художника Сергея Семёнова. На открытии выставки «Возвращение» Сергей Семёнов сказал: «У него была выставка задумана, как чёрно-белое кино и мы его уговорили на цветное паспарту, на цветное оформление работ. И когда мы начали вешать, я понял - мы ошиблись, чёрно-белое оформление было намного выразительней и давало глубину и окно в другой мир, космос».Да, возможно чёрно-белые фотографии были бы выразительнее, но «Ремонт теплотрассы во время Крещенских купаний» - особый случай. Такой эффект возникает только при цвете. Как будто сказка соединяется с былью.Для первой персональной выставки название «Возвращение» не самое привычное. Куда возвращение? В Псков? Возвращение к репортажной съёмке?«Я стал пытаться отойти от близких до этого постановочных съемок к репортажным, чтобы снова разжечь желание фотографировать, - объяснил Арсений Семенов. - Но в то же время стал подходить к мысли, что нужно пересмотреть всё то, что было сделано ранее. С декабря 2015 года я отсматривал и переделывал все свои лучшие фотографии, которые сделал за 10 лет. Хотелось вернуться, снова радовать и удивлять зрителей тем, что, как мне кажется, удаётся мне лучше всего».Фотография Арсения Семёнова с персональной выставки «Возвращение»С тех пор, как региональное отделение Союза художников стало сотрудничать с Фондом Волошина, выставочная жизнь оживилась. На открытии присутствует столько народу, что приходится возвращаться в выставочный зал на следующий день, чтобы как следует рассмотреть работы в более спокойной обстановке. «Возвращение» - это как раз то, к чему хочется вернуться. В спокойной обстановке – без джазовой музыки, звона бокалов на фуршете, без приветственных речей и телевизионных камер - выставка «Возвращение» лишь подтверждает первое впечатление: выставок в действительности несколько. На первой - хорошо продуманные постановочные кадры, сделанные так, чтобы всё выглядело многозначительно и красиво. На второй – поэтические символистские коллажи. А вот на третьей – репортажная съемка. Фотографическая непредсказуемая стихия. Но даже здесь у Арсения Семёнова проявляется то, очевидно на постановочных фотографиях и коллажах. Если говорить коротко, то это поэтизация быта. Лёгкое, в рамках разумного, приукрашивание действительности. За десять лет беспрерывных съёмок автор не растерял любопытства и всё ещё стремится найти красоту всюду, куда бросает взгляд. Ремонт теплотрассы, фанаты с горящими файерами, спортивные соревнования, уличные зарисовки… Если присмотреться, всюду кипит или хотя бы теплится жизнь.Арсений Семёнов на открытии выставки «Возвращение». Фото: Алексея Семёнов / «ПГ»***Если же сравнивать два перевода романа Набокова, то там где у Барабтарло «младенец памяти» - у Ильина «память-дитя», там, где у Барабтарло «розовость трафаретного воспоминания», у Ильина – «румянец мнемонической пошлости». Кажется, что в «Подлинной жизни…» Набокова больше, чем в «Истиной жизни…»«…вместо нынешнего прямого и стесненного уличного потока видишь - на этой подкрашенной фотографии улицу шириною в сон, всю в скособоченных дрожках под небывало синими небесами, которые там, вдали, непроизвольно заливаются румянцем мнемонической пошлости», - написал безжалостный Набоков.Память – это тоже возвращение. Возвращение в прошлое. К прошлому никогда не угасает интерес потому, что с ним можно делать всё что угодно. Подкрашивать, менять, останавливать на лету самое прекрасное и копировать, размножать его, переосмысливать и домысливать, преображать… Или оставлять точно таким, каким его запомнил ваш фотоаппарат.А потом прошлое можно поместить в рамку, подобрать паспарту, повесить на стену и возвращаться к нему.Фото: Фотография Арсения Семёнова с персональной выставки «Возвращение».Обложка книги «Истинная жизнь Севастьяна Найта», фото Арсения Семёнова.Арсений Семёнов на открытии выставки «Возвращение» (фото Алексея Семёнова).

Возвратный механизм
© Псковская губерния