Возвратный механизм 

Возвратный механизм
Фото: Псковская губерния
Первым делом я стал сравнивать два перевода книги The Real Life of Sebastian Knight — привычный перевод («Подлинная жизнь Себастьяна Найта») и перевод Геннадия Барабтарло («Истинная жизнь Севастьяна Найта»). Причина в том, что персональная выставка фотохудожника «Возвращение», проходящая в Выставочном зале Псковского отделения Союза художников России, начинается с фотографии, которая попала на обложку книги «Истинная жизнь Севастьяна Найта», вышедшей в издательстве «Азбука». Этот роман Владимира Набокова для меня давно и прочно ассоциируется с фотографиями. Так что когда в 2014 году мы издавали роман «Копи царя Салтана», то эпиграфом я, конечно же, взял цитату из романа «Подлинная жизнь Себастьяна Найта» («Автору, пишущему вымышленную биографию, требуются фотографии джентльмена…» и т.д.). Так что нет ничего удивительного, что редакторы «Азбуки» тоже захотели поместить на обложку книги «Истинная жизнь Севастьяна Найта» фото некоего джентльмена. Но почему обратились к Арсению Семёнову? Такой вопрос я задал своему однофамильцу Арсению Семёнову, которого не видел с 2005 года — с тех пор, как закончил преподавать историю в Псковском техническом лицее, в котором он тогда учился. «Со мной связались из издательства «Азбука» и попросили фотографию для обложки, — ответил Арсений Семёнов. — Я естественно согласился — как только узнал, что это за автор». — «А кто на фотографии?» — «Это мой друг — питерский кавээнщик»…КВН возник в этой истории не случайно, хотя, казалось бы, нет ничего дальше от творчества Набокова, чем КВН. Обложка книги «Истинная жизнь Севастьяна Найта», фото Арсения Семёнова. Дело в том, что всерьёз заниматься фотографией Арсений Семёнов начал благодаря  — создателю псковской творческой компании «Астра Видео», одному из создателей кавээновского движения в Псковской области. «Благодаря ему, — уточнил Арсений Семёнов, — и благодаря Денису Высоцкому, который в Псковском техническом лицее меня туда затащил, я пошёл в КВН. И ещё благодаря Андрею Стрелину, которого вы когда-то тренировали… Далее я снимал для друзей, но Александр Витальевич в школьном лагере приметил меня с фотоаппаратом, придумал фотопроект, который теперь в этом лагере каждый год, и заставил меня снимать. Сначала мне не нравилось, а потом втянулся…» — «Когда это было?» — «Это был 2006 год». — «И с той поры вы фотографируете не останавливаясь?» — «Да». — «Этим зарабатываете на жизнь?» — «Я зарабатываю на победах в фотоконкурсах. Изредка снимаю свадьбы — раза два в год». Благодаря победам на конкурсах, в том числе международных, фотографии Арсения Семёнова стали популярны в интернете, что рано или поздно должно было закончиться персональной выставкой в Пскове (автор живёт в Петербурге). Фотография Арсения Семёнова с персональной выставки «Возвращение»«Это первая персональная выставка?» — «Одна персональная была давно в Петербурге — на открытии фотостудии. А так обычно они совместные…». «Сколько стран попали в объектив?» — «Три. Россия, Франция — Париж и несколько фотографий из Италии». — « Посетители выставки спорят — где коллажи, где фотошоп… Никак не могут разобраться». — «Здесь только на нескольких фотографиях фотоколлажи. Для многих фотографий фотошоп нужен только для того, чтобы добавить глубины, которой не может добавить оптика». Мы подошли к одной из самых заметных фотографий выставки. Фотография называется «Ремонт теплотрассы во время Крещенских купаний». Пришлось уточнить у автора: «Это ваши цветовые фантазии?» — «Нет, я только чуть добавил яркость». Фотография «Ремонт теплотрассы во время Крещенских купаний» Арсения Семёнова с персональной выставки «Возвращение»Арсений Семёнов — сын псковского художника . На открытии выставки «Возвращение» Сергей Семёнов сказал: «У него была выставка задумана, как чёрно-белое кино и мы его уговорили на цветное паспарту, на цветное оформление работ. И когда мы начали вешать, я понял — мы ошиблись, чёрно-белое оформление было намного выразительней и давало глубину и окно в другой мир, космос». Да, возможно чёрно-белые фотографии были бы выразительнее, но «Ремонт теплотрассы во время Крещенских купаний» — особый случай. Такой эффект возникает только при цвете. Как будто сказка соединяется с былью. Для первой персональной выставки название «Возвращение» не самое привычное. Куда возвращение? В Псков? Возвращение к репортажной съёмке?«Я стал пытаться отойти от близких до этого постановочных съемок к репортажным, чтобы снова разжечь желание фотографировать, — объяснил Арсений Семенов. — Но в то же время стал подходить к мысли, что нужно пересмотреть всё то, что было сделано ранее. С декабря 2015 года я отсматривал и переделывал все свои лучшие фотографии, которые сделал за 10 лет. Хотелось вернуться, снова радовать и удивлять зрителей тем, что, как мне кажется, удаётся мне лучше всего». Фотография Арсения Семёнова с персональной выставки «Возвращение»С тех пор, как региональное отделение Союза художников стало сотрудничать с Фондом Волошина, выставочная жизнь оживилась. На открытии присутствует столько народу, что приходится возвращаться в выставочный зал на следующий день, чтобы как следует рассмотреть работы в более спокойной обстановке. «Возвращение» — это как раз то, к чему хочется вернуться. В спокойной обстановке — без джазовой музыки, звона бокалов на фуршете, без приветственных речей и телевизионных камер — выставка «Возвращение» лишь подтверждает первое впечатление: выставок в действительности несколько. На первой — хорошо продуманные постановочные кадры, сделанные так, чтобы всё выглядело многозначительно и красиво. На второй — поэтические символистские коллажи. А вот на третьей — репортажная съемка. Фотографическая непредсказуемая стихия. Но даже здесь у Арсения Семёнова проявляется то, очевидно на постановочных фотографиях и коллажах. Если говорить коротко, то это поэтизация быта. Лёгкое, в рамках разумного, приукрашивание действительности. За десять лет беспрерывных съёмок автор не растерял любопытства и всё ещё стремится найти красоту всюду, куда бросает взгляд. Ремонт теплотрассы, фанаты с горящими файерами, спортивные соревнования, уличные зарисовки… Если присмотреться, всюду кипит или хотя бы теплится жизнь. Арсений Семёнов на открытии выставки «Возвращение». Фото: / «ПГ»***Если же сравнивать два перевода романа Набокова, то там где у Барабтарло «младенец памяти» — у Ильина «память-дитя», там, где у Барабтарло «розовость трафаретного воспоминания», у Ильина — «румянец мнемонической пошлости». Кажется, что в «Подлинной жизни…» Набокова больше, чем в «Истиной жизни…»«…вместо нынешнего прямого и стесненного уличного потока видишь — на этой подкрашенной фотографии улицу шириною в сон, всю в скособоченных дрожках под небывало синими небесами, которые там, вдали, непроизвольно заливаются румянцем мнемонической пошлости», — написал безжалостный Набоков. Память — это тоже возвращение. Возвращение в прошлое. К прошлому никогда не угасает интерес потому, что с ним можно делать всё что угодно. Подкрашивать, менять, останавливать на лету самое прекрасное и копировать, размножать его, переосмысливать и домысливать, преображать… Или оставлять точно таким, каким его запомнил ваш фотоаппарат. А потом прошлое можно поместить в рамку, подобрать паспарту, повесить на стену и возвращаться к нему. Фото: Фотография Арсения Семёнова с персональной выставки «Возвращение». Обложка книги «Истинная жизнь Севастьяна Найта», фото Арсения Семёнова. Арсений Семёнов на открытии выставки «Возвращение» (фото Алексея Семёнова).
Видео дня. Страны, которым предрекли скорое исчезновение
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео