Экскурсия на рельсах: история казанского трамвая
В честь дня рождения казанского трамвая Центр прикладной урбанистики организовал специальную экскурсию для горожан. Мероприятие проходило в нестандартном месте – в трамвайном вагоне. В качестве экскурсовода выступил знаток казанской истории, краевед-любитель Илья Евлампиев.Гостей ожидало историческое путешествие от железно-дорожного вокзала до остановки «Солнечный город» - по маршруту трамвая №5. Послушать трамвайную лекцию могли, как заранее осведомленные об этом событии люди, так и «случайно» зашедшие в транспорт на остановках пассажиры. Сама идея проведения трамвайной экскурсии возникла еще год назад. По словам организаторов, городу не хватает простых, веселых и легких событий, для создания которых не требуется огромных ресурсов. Они отметили, что такие мероприятия помогают людям выйди за рамки комфорта, расширить границы знаний и стать ближе к городу и его жителям. Лекция проходила в формате живого общения: Илья Евлампиев много рассказывал об истории развития казанского трамвая, архитектуре, технологиях транспорта, а также поведал множество интересных трамвайных легенд и историй. Так, «трамвайные» слушатели узнали, что 20 ноября 1899 года казанскую конно-железную дорогу заменили на электрические трамвайные системы. Первое трамвайное депо появилось на так называемом «Петрушкином разъезде» - площадь на перекрестке улиц Клары Цеткин, Адмиралтейская и Милицейская. Раньше, во времена конно-железной дороги, в Адмиралтейской слободе находился отрезок одной из самых длинных линий конки, где лошадям приходилось преодолевать подъем, осложненный поворотом. Поэтому одна лошадь всегда была на дежурстве, которую в качестве помощи впрягали под горой и выпрягали наверху. Именно ее прозвали Петрушкой, благодаря «нарядам», которые создавали так называемую «рекламу» для сада Густава Тальквиста, специализировавшегося на городских увеселениях. Рядом с «Петрушкиным разъездом» находилось старинное здание – первое трамвайное депо. Оно просуществовало там до 1990-х годов. Со временем трамвайные депо начали заполнять город. Так, второе депо появилось рядом с парком Горького. Это было еще во времена конки. До какого-то времени в городах существовали перевозки только в грузовых вагонах. Потом транспорт стал более комфортным. «Когда в Казани только появился трамвай, жители не особо интересовались этим видом транспорта. Многие просто-напросто боялись. Так, один мужчина, хозяин трамвайных вагонов, решил завлечь пассажиров. Для этого он придумывал различные призывные плакаты и размещал их на вагонах, - рассказывает Илья. К примеру, весной, когда на Волге сходил лед, он придумал пиар-акцию – наклеил плакат, где предлагалось прокатиться на трамвае, чтобы посмотреть ледоход. Так как в то время смотреть было особо не на что, клиентов у хозяина была уйма. Ледоход весной – это, как сегодня посмотреть фильм-катастрофу – очень опасно и захватывающе». Лектор поведал и о том, почему существующая ныне остановка в центре Казани называется «Кольцо»: «Раньше там проходили трамвайные пути, а рельсы были проложены в форме кольца. И в речи наших горожан это закрепилось таким вот образом». Помимо историй, организаторы мероприятия рассказали, что планируют открыть музей транспорта, а, в частности, трамвайный музей. «Как выглядит музей на транспортных предприятиях? Обычно это - комната, в которой вывешены ордена, грамоты, какие-то интересные мелкие детали и так далее. К сожалению, со временем такой объект, как музей исчезает. К примеру, модель вагона на Суконной слободе как музей уже не функционирует. Посмотреть, что там внутри можно, если вскарабкаться на его подножку и поглазеть через стекло. Ни о каком ознакомлении с историей города речи не идет», - считает экскурсовод. По его словам, людям надоедают парки динозавров, архитектурные достопримечательности. Им хочется чего-то нового, необычного. А техника – она по-прежнему представляет собой интерес, особенно старинная. «Казань как туристический город должен обзавестись таким музеем. Мы написали красочное письмо Олесе Балтусовой (Помощник Президента РТ – прим.) с предложением, как это можно организовать, - говорит Евлампиев. - Мой коллега изложил свой опыт посещения подобных музеев за рубежом. Передовая идея иностранцев заключается в том, что они делают это так, чтобы и горожанам было интересно посетить музей, и чтобы туристы могли бы что-то увезти с собой – какой-то сувенир на память. Любой туризм предполагает финансовую составляющую. На наше счастье, письмо приняли. Было издано постановление, что часть старых транспортных объектов, вагонов, уникальных деталей, будут внесены в опись, чтобы впоследствии передать их в музей. Много вопросов остаются нерешенными, но вы должны знать, что работа ведется», - заключил спикер. Автор – Надежда Князева