Елена Морозова: Не предавайте свои мечты

В главной роли премьерного спектакля «Тартюф» в электротеатре «Станиславский» и на сцене Театра наций в «Золотом апельсине» зрители увидят Елену Морозову. Актриса рассказала «Вечерке» о своих новых работах.Обладательница престижных премий «Чайка» и «Триумф», сыгравшая около 40 ролей на театральных подмостках, Елена Морозова рассказала «Вечерке», что участие в новых постановках позволило осуществить две ее давние мечты. — Елена, как получилось, что вы заняты одновременно в двух премьерных спектаклях Филиппа Григорьяна — в «Тартюфе» и в «Заводном апельсине»? — Просто мечты сбываются, если их не предавать. Давно хотела поработать с Филиппом. У нас был совместный опыт — он помогал мне делать перформанс по современной поэзии, после этого поставили для Дягилевского фестиваля в Перми спектакль «Равнодушный красавец». И вот две новые встречи с Григорьяном — «Заводной апельсин» и «Тартюф». — Роль жены писателя в «Завод ном апельсине» по роману Энтони Берджеса — тяжкое испытание даже для такого стоика, как вы. Что побудило вас пойти на этот эксперимент? — Эта роль — первая в моей жизни, на которую я согласилась не раздумывая. Когда режиссер сказал, что писателя будет играть Андрей Смоляков, поняла, что сбывается еще одна моя юношеская мечта. Я училась в Школе-студии МХАТ и постановку Владимира Машкова «Смертельный номер» смотрела раз восемнадцать — ради Андрея Смолякова. Часть наших девчонок была влюблена в Володю Машкова, часть — в Андрея Панина (светлая ему память), часть — в Виталия Егорова, я же сохла по черному клоуну — Андрюше Смолякову. Будучи большой фантазеркой, столько всего вообразила и представила, разумеется, не признаваясь предмету обожания в своем чувстве. Мысленно побывала и женой, и матерью детей Андрея... На репетициях спектакля «Заводной апельсин» моя фантазия воплотилась в жизнь — на сцене я стала женой Андрея Смолякова. Он великий мастер, у которого я училась и учусь позитивному отношению к жизни, спокойствию и, конечно, его погружению в характер персонажа. — Как вы воспринимаете новшества в театре, которые используются и в «Заводном апельсине», когда еще и кино можно посмотреть на мониторе? Не кажется ли вам, что кино и театр слишком разные виды искусства? — Для меня современное искусство как пословица: «Нравится не нравится, спи, моя красавица». Современное искусство есть, и это факт. Может быть, скоро актеры в космос будут летать и спектакли там играть — и отлично! — На недавно прошедшем фестивале «Сезон Станиславского» актер шведского национального театра «Драматен» Андреас Ольссен назвал «Тартюф» самым сложным спектаклем мировой драматургии. А какие у вас взаимоотношения с Мольером? — Моя связь с господином Мольером началась в юности, когда я училась в Школе-студии МХАТ. С великим педагогом Аллой Покровской мне посчастливилось играть Мольера на французском языке. Когда я жила в Париже, часто ходила в театр «Комеди Франсез», где идут спектакли Мольера. Его пьесы радуют юмором. Но наш «Тартюф», скажем так, не совсем... мольеровский. У нас будет фантастическая метаморфоза, некое путешествие героев во времени, в день сегодняшний. Благодаря этому у зрителя появится возможность провести параллели и понять, какие они сегодня — Тартюф, Дорина, Оргон... Это невероятно интересно, но в какие-то моменты, на мой взгляд, может стать даже страшно... — Как вы ощущаете время, в котором живете? — Время чудесное, при условии, если рассматривать его не линейно. А если линейно, то все нерадостно. Так, как мы относимся к планете, на которой живем, просто караул! Меняется в худшую сторону экология, наши дети считают, что самая крутая ценность — то, что получаем из рекламы, и это очень печально. Но при этом мы имеем возможность воспитывать детей иначе, и любоваться падающим снегом, и размышлять о том, зачем мы появились и живем на этой планете... А поскольку думающих людей много, то не все так пессимистично. — Какая эпоха вам наиболее интересна? Вопрос отчасти связан с вашим выбором псевдонима — Елена Морозова, который, по слухам, вам подсказал во сне меценат Савва Морозов. — Мне интересны четыре эпохи. Первая — когда мир был звездной пылью и все только начиналось, дальше — Египет с его пирамидами; Древняя Греция времен Сократа и эпоха Возрождения. Между прочим, мое предыдущее воплощение на Земле было как раз в эпоху Возрождения. Что касается Саввы Морозова, то однажды он приснился мне и сказал, что я Елена Саввична Морозова. Я поменяла имя и фамилию. — Знаю, что Константин Богомолов пригласил вас сняться в своем дебютном фильме «Настя». Как вам работается с этим режиссером? — Фантастически! Константин Богомолов снимает фильм по произведению Владимира Сорокина. Я играю в картине главного героя — мужчину. СПРАВКА Настоящее имя Елены Саввичны Морозовой — Евгения Борисовна Григорьева. Родилась 15 мая 1973 года в семье режиссера Бориса Григорьева. Самые известные из театральных работ — Катарина в «Укрощении строптивой», Эпифания в «Миллионерше» (режиссер Владимир Мирзоев), Марьон в спектакле «Мою жену зовут Морис», Маргарита в «Мастере и Маргарите» (режиссер Роман Виктюк). В фильмографии Елены Морозовой около 40 ролей, в том числе в фильмах «Дневник его жены» Алексея Учителя, «Обитаемый остров» Федора Бондарчука, «Красная королева» Алены Семеновой.

Елена Морозова: Не предавайте свои мечты
© Вечерняя Москва