Она высиживает любовь. В Театре "Современник" большая премьера
"Дама" на сцене Театра "Современник" — первая большая премьера текущего сезона. Главную роль в новой постановке сыграла Марина Неелова.Постановка эта, режиссером которой выступил Анжей Бубень (уже ставивший в «Современнике» спектакль «Потанцуем»), будет понятна и принята не всеми. Абсурдистская драма — так определяется характер пьесы польского драматурга, номинанта на Нобелевскую премию Тадеуша Ружевича, по которой поставлен спектакль. А абсурдизм — штука тонкая и сложная, вызывающая к тому же противоречивые чувства. Тут все довольно странно и туманно, начиная с названия. «Старая женщина высиживает» — так звучит оригинальное название пьесы Ружевича, написанной в далеком уже 1966-м. «Дама» — так окрестили спектакль нынче, тем самым лишив зрителя очевидного намека на происходящее на сцене. Впрочем, в центре тут все равно очевидное — та самая дама, она же — Марина Неелова, в пестрых многослойных одеждах, то ли странноватая старушка, то ли ведьма. И еще — оно: ощущаемое буквально всеми предчувствие Третьей мировой как конца света. Что тут делать? Рожать, конечно! Звучит абсурдно? Да, но ведь против законов жанра не попрешь. Именно деторождением и хочет заняться она — престарелая странная дама. Обхохочешься? Ан нет. Будь эта история документальной, смеху было бы с вагон и тележку, однако же тут перед зрителем не байопик, не модный вербатим, а страшная и красивая философская притча, рассказывающая о столкновении не чувств, не характеров, не бескорыстия и интересов, а куда более глобальных явлений: мира и любви. Что есть мир? Абстрактно говоря, мужской живот, за всю историю человечества под завязку набитый стрелами, копьями, пулями, штыками, разговорами о войне и ненависти. Что есть любовь? Живот женский, творящий и рождающий, продолжающий жизнь всему вопреки и всему же назло. Стоит ли тогда удивляться желанию дамы? Родить, конечно, родить! — то ли для того, чтобы стать частью будущего, то ли чтобы прикоснуться к молодости, к своим воспоминаниям, к мечтам о прекрасном, но пока еще не сбывшемся, ведь все в этом мире создано для любви. За считаные минуты Марина Неелова делает, конечно, совершенно невозможное на первый взгляд: превращает свою героиню из городской сумасшедшей в едва ли не Богоматерь даже, а в мать всего сущего, из чьего живота вышел каждый — от подлеца до святого, от мученика до грешника. Они тут, кстати, все на сцене и есть — под музыку Петра Салабера говорящие каждый о своем, но все больше, конечно, о том, как этот мир оказался на грани… «Старая женщина высиживает» уже шел в России: в 2014 году за его постановку в Александринском театре брался Николай Рощин. Но то, конечно, был совсем другой спектакль: сдержанный, графичный, едва ли не монохромный. Анита Боярска, однако, отвечающая в «Даме» за сценографию и костюмы, пошла совсем иным путем. Кровь здесь — кровь, трава зелена, венок из цветов на голове Нееловой пестр, а тут еще и бабочки, порхающие в свете софитов. Дивное зрелище! И еще более волнующее от того, что разговоры о том, что вся эта красота долговечна примерно так же, как спиленные за окном ресторана деревья, звучат постоянно. Что там, впрочем, деревья! Вчерашний официант (Шамиль Хаматов), еще вчера обожающий читать газеты и пялящийся на красоток, теперь — умирающий от ран солдат. Мертв доктор. Мертвы многие другие. Что остается? Да, вот, пожалуй, только лишь любовь — любовь ко всему: к сладкому чаю, веснушкам на чьем-то носу, женщины — к мужчине, мужчины — к женщине. Без любви этот мир — ничто, и спорить об этом людям бесполезно: недаром на сцене постоянно находятся три мойры (юная Полина Пахомова, играющая одну из них, становится, кажется, новой звездой «Современника» — недаром же ей досталась главная женская роль в недавнем юбилейном спектакле этого театра — «Скажите, люди, куда идет этот поезд…» Марины Брусникиной), античные богини судьбы, с которыми не спорят даже боги. Так что пусть уж старая женщина высиживает — так, глядишь, и мы все уцелеем.