Войти в почту

Кому балетный приговор, кому триумф, кому счастливый случай

Краснодар. 29 нояб. - Новая Кубань. Практически «бархатным» стал VI федеральный «Театральный Олимп», проходящий ежегодно в Сочи и решивший перекочевать из июня месяца в первую половину октября. А юбилейная региональная «Кубань театральная» по-прежнему стартует в середине ноября, в день рождения мэтра кубанской драматической сцены – народного артиста СССР Михаила Алексеевича Куликовского, чье имя и носит форум. Уроки добра и милосердия Безусловно, это разные праздники. «Олимп» созывает провинциальные «успешные» театры России, хотя с этой формулировкой не всегда можно согласиться. «Кубань театральная», проходящая раз в два года, собирает спектакли Краснодарского края и Республики Адыгея. И если в краевой центр съехался традиционный набор (Армавир, Туапсе и соседняя братская республика), то Сочи в этот раз посетило шесть репертуарных театров из самых отдаленных точек страны. Однако старейший драматический коллектив из Ярославля им. Федора Волкова шел как почетный гость, показав «Месяц в деревне» И. Тургенева в постановке Евгения Марчелли. Переведя Ивана Сергеевича в трагифарс, режиссер поставил спектакль не столько об уходящих чувствах, сколько о неслучившихся. Несмотря на то, что «Месяц» густо соткан из довольно-таки плотского, телесного запаха, он в то же время имеет аромат головокружительного, пьянящего, отчасти знойного лета. Саркастичный, эпатажный, с неожиданными комичными ситуациями и поворотами, но невероятно грустный и нервный, Тургенев Евгения Марчелли видится больше как исповедь. А гран-при фестиваля получила очень искренняя и честная работа Иркутского театра драмы им. Н. П. Охлопкова «Последний срок» по одноименному произведению Валентина Распутина (в прошлом году, увы, главная награда не была вручена никому). В спектакле говорится о такой нравственной обвальной человеческой деградации, когда даже родные люди не только не слышат друг друга, но и неспособны в последние минуты жизни матери, которая им всегда была добрым ангелом, проявлять какое-то сострадание. Вообще, это повесть времен «Уроков французского», самого удивительного произведения писателя, в котором дан просто ошеломляющий урок милосердия и доброты, отчего рассказ должен быть настольной книгой для подрастающего поколения. Прошу прощения за отступление, но мне в свое время тоже повезло с педагогом, правда, она была учителем математики и на уроках, нередко жертвуя своим предметом, нам тихонько читала самые пронзительные вещи Виталия Бианки и Константина Паустовского. И когда мы на перемену выходили с красными, заплаканными глазами, школьный люд никак не мог понять, что же у нас там такое происходит. Ей тогда пришлось покинуть школу, но эти уроки я помню до сих пор, и они для меня сродни «урокам французского». Лучшие актеры и режиссеры Если вернуться к нашим фестивалям, то, конечно, радостно, что охлопковцы привезли столь проникновенный материал без всяких новаций, такой, каким он, в общем-то, и был написан. Возможно, иркутский театр не самый успешный на свете, но их Распутина стоит смотреть и пересматривать. Вообще, на «Театральном Олимпе» было много всяких мероприятий, где-то надуманных для важности, где-то, может, и важных, но среди них для меня лично особенными стали «Месяц в деревне» и Валентин Григорьевич Распутин. Безусловно, подобный праздник возможен благодаря дирекции Сочинского концертно-филармонического объединения, которая в наше сложное время его поддерживает, тем более он проходит под патронатом главы города Анатолия Пахомова. Сейчас в Сочи сценическому искусству уделяется очень серьезное внимание, и, наверное, трудно назвать театральный коллектив страны, который бы в последние годы не выступал, не гастролировал на сцене Зимнего театра. Но сочинский «Олимп», если сравнивать с «Кубанью театральной», все же дитя, так как кубанский театральный форум отгремел аж 15 раз. ; Константин Мохов Особых откровений и сюрпризов, если не считать смену председателя жюри во время фестиваля и совершенно неожиданное решение по признанию лучших актеров, мы не увидели. Кстати, лучшие актеры Краснодарского края и его окрестностей давно известны по именам, один только артист Молодежного театра Иван Чиров чего стоит! А если серьезно, то уровень мастерства Чирова давно не региональный. Первыми театрами были названы Краснодарский молодежный и Краевой театр кукол. Именно Даниил Безносов за постановку «Ночь любовных помешательств» и Константин Мохов за спектакль «Соловей и император» получили награды как лучшие режиссеры. Эпохально-баснословный балет Краевого музыкального театра «Мастер и Маргарита» судейская комиссия, естественно, не могла обойти стороной и удостоила его наград за свет, за сценографию – в общем, за что угодно, только не за хореографию… Главная премия Порадовал Туапсинский ТЮЗ, который показал спектакль «Дорогая Памелла, или Как пришить старушку». Исполнительница главной роли Антонина Тимошина вполне заслуженно была удостоена специального приза жюри. И если вспомнить прошлогодний показ, когда мы лицезрели беспомощного, нелепого Вампилова, то рост туапсинцев сегодня налицо. И пока у его нового художественного руководителя Александра Николаева все получается. ; Спектакль Туапсинского ТЮЗа Приятно, что жюри рекомендовало присудить премию главы администрации Краснодарского края им. М. А. Куликовского актеру краевого театра драмы, заслуженному артисту России Сергею Калинскому за роль Акопа в спектакле «Ханума» режиссера Зураба Нанобашвили. Наши же соседи и друзья из Адыгеи на сей раз увезли к себе лишь одну награду. Актриса национального театра им. И. Цея Саниет Халаште удостоилась приза в номинации «За лучшую (главную) женскую роль». «Кровавая свадьба» Ф. Лорки на самом деле выглядела достойно, без всяких южных излишеств. Конечно, есть театры, которые вовсе остались без вознаграждений, но сказать, что их незаслуженно обошли, вряд ли можно. Здесь уже самим коллективам необходимо делать выводы и проводить ревизию своего творчества. Впрочем, подобный анализ пригодится и нашим «призовым» коллективам, чтобы быть еще краше и успешнее.

Кому балетный приговор, кому триумф, кому счастливый случай
© Новая Кубань