Войти в почту

Институт русского реалистического искусства показал уникальное выставочное пространство

...Если для искусствоведов такие фигуры, как, скажем, Гелий Коржев, давно были знаковыми, то для раскрутки их среди широкой публики требуются немалые усилия из ряда персональных выставок, лекций, постоянной экспозиции. Этой задачей — вернуть народу его героев — как раз и озабочен Институт русского реалистического искусства, который на свое пятилетие кардинально преобразил выставочное пространство (на трех этажах) и серьезно дополнил коллекцию до 6000 единиц хранения (собраны полотна 352 художников). По счастью, в Россию приходит понимание, что правильно выстроенное архитектурно-дизайнерское пространство — это уже половина музея, если не две его трети. Картин — какими бы шедеврами они ни были — уже недостаточно, человека всегда надо правильно мотивировать, что, например, виртуозно делает Третьяковка, когда буквально из ничего рождает сумасшедший музейный бум. Вот и перфекционистски заточенный ИРРИ озаботился профессиональной навигацией, освещением, атмосферой в залах, мизансценными пространствами, — все это для того, чтобы с первого шага наладить контакт с аудиторией. — Наша задача — не только показать художников XX–XXI веков, — объясняет арт-директор ИРРИ Надежда Степанова, — но и познакомить аудиторию с историей этого периода, поэтому решили дополнить экспозицию разъясняющей информацией, путеводителями и инфографикой. Посетителям будет легче воспринимать информацию в рамках исторического контекста… Итак, работы расположены в хронологическом порядке: на первом этаже — реалистические полотна первой половины XX века, на втором — шестидесятники, суровый стиль etc., на третьем — гиперреалисты и художники, представляющие региональные школы 1970–2000 гг. Едва входим — немного пестрит в глазах от обилия окрашенных в разные цвета комнат-пространств, а также иногда тесно соседствующих на развеске однотипных картин, что немного умаляет индивидуальность каждой работы, но в целом музей двинулся в правильном направлении, будучи максимально нацелен на общение с людьми — в виде экскурсий, мастер-классов, конференций (одна из последних — российско-итальянская дискуссия «Реализмы» в искусстве обеих стран в XX веке). — Для многих знакомство с национальным искусством XX века только начинается, — заметил основатель ИРРИ Алексей Ананьев, — и мы настроены помочь аудитории получить как можно больше информации. Как правильно заметили организаторы, хорошо это или плохо, но музеи сегодня вынуждены взвалить на себя обязанности СМИ и вялотекущего критического сообщества в плане просвещения публики — как внутри России, так и за ее пределами. «О России на Западе знают, что здесь есть иконы и авангард, но то, что страна породила великолепных художников разных стилей, причем совершенно идеологически не ангажированных в своих работах, — это остается за кадром», — качают головами кураторы ИРРИ. За тем и приобретаются полотна: из последних — Семена Файбисовича, Эдуарда Браговского, Карла Фридмана, Виталия Тюленева, Андрея Волкова, Петра Оссовского. Критикам, понятно, не надо объяснять значимость каждого из них, но широкому зрителю требуются рассказ, пояснение, исторический мостик к их учителям, традициям, что и будет предложено искусствоведами ИРРИ уже с 1 декабря, когда музей будет открыт для всех. Органично в состав выставки с названием «Рассказы» вошла «Купальщица» Александра Дейнеки (1951) из Третьяковской галереи, долгое время находящаяся на реставрации и не выставлявшаяся. Дело в том, что эскиз к этой картине «Спортсменка, завязывающая ленту» уже давно стал визитной карточкой музея. Ну и в качестве маковки на торте — на стены (по распространенной западной музейной моде) проецируются видеоматериалы, снятые в мастерских Игоря Грабаря, Сергея Герасимова, Исаака Бродского, Гелия Коржева… Одно не мешает напомнить: обращайте внимание на схему проезда к бывшей котельной на Дербеневской улице, главное — паркинг есть.

Институт русского реалистического искусства показал уникальное выставочное пространство
© Московский Комсомолец