Эксперт: вузовским музеям необходимо осовремениться, чтобы выжить

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 1 декабря. /Корр. ТАСС Наталия Михальченко/. Музеям, существующим при российских вузах, необходимо найти свое место в процессе образования и понять, как и для чего открываться для широкой публики. Об этом сказал корреспонденту ТАСС ведущий аналитик Московского центра музейного развития Михаил Гнедовский, резюмируя дискуссию о судьбах вузовских музеях, которая развернулась на Международной конференции "Музеи и коллекции университетов: универсальное наследие" в рамках V Санкт-Петербургского международного культурного форума. "Жизнь стремительно меняется, система образования тоже, и вузовским музеям, чтобы выжить в этих условиях, нужно ответить на вопросы, к какой аудитории или аудиториям и с чем они обращаются, для чего работают. Иначе их судьба предсказуема: придет "эффективный менеджер" и задаст вопрос, зачем вузу непрофильный актив", - сказал он. Михаил Гнедовский полагает, что универсальным способом актуализировать свои коллекции для любого музея является их информатизация, встраивание в контекст современных информационных технологий. При этом музеи могут ставить перед собой разные задачи: "открываться широкой публике, экспериментировать на грани науки и искусства (Science&Art) или же встраиваться в информационный контекст дня". И если оцифровка коллекций, создание виртуального музейного пространства требует значительных финансовых и человеческих ресурсов, то реагирование на информационные вызовы современности часто вообще не связано с вложениями, но в той же степени актуализирует музей, делает его нужным, заметным, а значит и жизнеспособным. Зачем музеям Боб Дилан и крыланы Собеседник агентства привел ряд критических примеров. Супермультимедийный Еврейский музей в Москве, к его удивлению "никак не прореагировал на ряд ярких информационных поводов, в числе которых вручение Нобелевской премии американскому певцу еврейского происхождения Бобу Дилану". Узнав о том, что в зоологических коллекциях Санкт-Петербургского государственного университета, где состоялась дискуссия о вузовских музеях, хранятся чучела тех самых крыланов, которые, по мнению ученых послужили природным резервуаром для распространения в Западной Африке лихорадки Эбола, собеседник агентства задал риторические вопросы, отметив, что "во время развития эпидемии очередь посмотреть на крыланов стояла бы на улице, но никто не догадался показать чучела крыланов". По мнению собеседника агентства "релевантность" музеев их способность реагировать на яркие информационные вызовы может способствовать и их выживанию, и привлечению средств на развитие. Урезание средств и недоступность коллекций Гнедовский обратил внимание на два выступления зарубежных коллег на Международной конференции "Музеи и коллекции университетов: универсальное наследие". Директор музея Хельсинского университета (Финляндия) Бьеркман Стен рассказал об урезании финансирования из-за экономического кризиса, вопреки обещаниям, и о том, что в результате сотрудники музея сам вынуждены заниматься уборкой музейных помещений и переноской экспонатов. Другой пример привела заместитель директора Музея Истории Тартусского университета (Эстония) Леа Леппик. Он рассказала, что в условиях рыночной экономики музей вынужден зарабатывать, устраивая по 10 детских дней рождения в неделю, и совершенно не имеет возможностей для изучения своих коллекций. Причем не только из-за нехватки времени. "Наша история включала собирание экспонатов и описание их на латыни, на шведском, немецком, русском языках. Как нам заниматься исследованием коллекций со знанием английского и незнанием остальных языков, на которых описаны коллекции", - сказала она. Генедовский предостерег соотечественников, указав на эти примеры Михаил Гнедовский сообщил, что предпринимавшиеся попытки подсчитать общее количество вузовских музеев в России не увенчались успехом. "Музеи не имеют отдельной регистрации как вуза, мы можем только предполагать на основе того, что знаем наверняка", - отметил он, ссылаясь на девять музеев в составе СПбГУ, четыре музея в составе МГУ, 10 музеев в составе Томского университета при семи музеях в самом городе Томске. Он обратил внимание, что собрания вузовских музеев имеют исключительную ценность и неповторимость как объекты культурного наследия, но они должны вовлекаться в сегодняшнюю жизнь вузов и городов, где находятся. О Культурном форуме Впервые Санкт-Петербургский международный культурный форум прошел в 2012 году. В этот раз он состоится с 1 по 3 декабря, основными площадками станут Главный штаб Государственного Эрмитажа и Российский этнографический музей. Ключевые темы форума в 2016 году: переход от Года российского кино к Году экологии, 125-летний юбилей С.С. Прокофьева, 25 лет Содружеству Независимых Государств. Основная программа состоит из профессиональной и общественной частей. Первая включает 14 секций, по областям культурной деятельности - это, в частности, "Цирк и уличный театр" (руководитель секции глава дирекции новых программ Росгосцирка Вячеслав Полунин), "Музеи и выставочные проекты" (руководитель секции директор Эрмитажа Михаил Пиотровский), "Массовые коммуникации" (руководитель секции генеральный директор ТАСС Сергей Михайлов), "Креативная среда и урбанистика" (руководитель секции главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов). В общественную часть форума входят бесплатные спектакли, открытые лекции, выставки и мастер-классы, попасть на которые можно по электронному билету форума. Также в рамках форума состоится вручение премий "Меценат года" и премия имени Анатолия Луначарского для поощрения работников культуры, она вручается в нескольких номинациях - например"Работник киностудии", "Работник театра" и "Работник концертной организации". ТАСС - генеральный информационный партнер Пятого Санкт-Петербургского культурного форума.