Андрей Кончаловский призвал не ходить в театр по интернету
Тенденция времени: зрители голосуют за Гоголя, Островского, Шекспира и, конечно же, Чехова. Второй год подряд общественная премия зрительских симпатий "Звезда Театрала" в режиссерской номинации присуждается за спектакль "Вишневый сад". В 2015-м лучшим режиссером был назван Лев Додин за прочтение Чехова в санкт-петербургском Малом драматическом театре, а в этом сезоне его эстафету подхватил Андрей Кончаловский за "Вишневый сад", поставленный в московском Театре имени Моссовета. Это был действительно непредвзятый выбор интернет-активных зрителей, поскольку большинство лауреатов премии номинируются и определяются зрительским интернет-голосованием, а наблюдательный общественный совет премии по ее уставу формируется из числа "зрителей первого ряда" - известных деятелей политики, культуры и спорта, не имеющих непосредственного отношения к театральной деятельности. Благодарил за награду Андрей Кончаловский из Италии по скайпу - при этом отметив с большого экрана Вахтанговского театра (где состоялась церемония награждения), что непосредственно сами спектакли по интернету смотреть нельзя и это совершенно неправильно: "Театр - вещь живая. Разница такая же, как слушать пластинку великой певицы или живое исполнение..." И в ответ на вопрос ведущего Павла Деревянко, что все-таки можно сделать для того, чтобы новый чеховский спектакль Кончаловского увидел не только московский зритель, но и более широкая российская и зарубежная аудитория с помощью интернета, развил мысль: "Я думаю, что нам нужно много ездить с гастролями и все - так что давайте наберемся терпения и веры, что спектакль будет жить не один год… Людям дорог русский театр, дорога русская культура. Для меня эта награда - еще одно подтверждение, что русский театр жив по-настоящему, и люди ждут его и любят. Я рад, что зрители проголосовали, можно сказать, за то, что реалистический театр еще может жить и иметь своих зрителей. Антон Павлович Чехов заслуживает глубокого прочтения. Но это не трактовка в том смысле, что мы меняем пиджаки на современные или одеваем всех в парашютные костюмы, или же придумываем что-то еще подобное... Я рад, что наше прочтение по-настоящему трогает - это когда пьеса, написанная больше века назад, начинает вибрировать. Вот когда она вибрирует, значит, она снова жива. А происходит это только благодаря нашим зрителям. Вообще русский театр существует благодаря зрителям, и надо зрителя беречь, а не отнимать у него возможность поддерживать великий русский театр". Сергей Безруков, получивший "Звезду Театрала" за главную роль в спектакле "Сон разума" (по гоголевским "Запискам сумасшедшего"), также принимал поздравления по телемосту, так как возглавляемый им Московский Губернский театр находится на гастролях в Томске. "Сейчас здесь глубокая ночь, разница во времени с Москвой - четыре часа, - объяснял свое отсутствие актер. - Но я обязательно хотел сказать огромное спасибо зрителям - они голосовали, оказали мне доверие. Спасибо им за любовь, которую они проявили таким образом, мне это очень приятно. Я всю свою профессиональную жизнь работаю для того, чтобы мой труд нравился зрителю. Целиком и полностью отдаю себя на сцене. Самое главное, чтобы это было интересно, потому что театр - нескучное искусство. И чтобы зрители верили моему герою, мне нужно тратиться на сцене, что я продолжаю делать из спектакля в спектакль - сколько хватает сил". Директор Большого театра Владимир Урин награду в номинации "Любимый театр", которая традиционно вручается директорам, принимал лично, и благодарил в первую очередь не столько зрителей, сколько свою жену: "Я бы никогда не стал директором, если бы не женщина, которая сидит рядом со мной. Когда меня позвали в музыкальный театр, именно моя жена сказала: "Попробуй". Это было более двадцати лет назад… Но она не просто это сказала, она всю жизнь помогает мне…". Режиссер Иван Поповски за лучший спектакль большой формы - шекспировский "Сон в летнюю ночь" в "Мастерской Петра Фоменко" - получал "Звезду Театрала" вместе со своей командой актеров. "Спасибо Петру Наумовичу Фоменко, - вспоминал режиссер своего учителя и создателя легендарного театра. - Мы пытаемся продолжить то, что сделал он. Этот зрительский приз - артистам, постановочной части и всему театру. Не хочется о серьезном, но скажу. Мне бы хотелось, чтобы количество доступных билетов сегодня только возрастало. А театр не становился местом для "избранных". В малой форме наибольшее количество голосов набрал чудо-спектакль по Островскому "Не все коту масленица", поставленный Виктором Шамировым на малой сцене Театра им. Моссовета. Вышедший на вахтанговскую сцену за призом Евгений Стеблов (исполнитель главной роли купца Ермила Зотыча Ахова) растрогал: "В октябре исполнилось пятьдесят лет, как я окончил Щукинское училище, и пятьдесят три года, как я впервые вышел на сцену Театра им. Вахтангова в студенческой массовке… И вот я получаю эту прекрасную премию на родной сцене…" Вторую награду этого спектакля, еще задолго до объявления результатов голосования набравшего невероятное количество восторженных отзывов публики, получил молодой коллега Евгения Стеблова - актер Станислав Бондаренко за роль второго плана. Алле Демидовой премию "за честь и достоинство" не случайно вручал декан экономического факультета МГУ им. Ломоносова профессор Александр Аузан: актриса - выпускница этого факультета. Владимира Этуша с наградой в той же почетной номинации поздравлял его ученик, выпускник Щукинского училища Вениамин Смехов: "Мне было 17 лет в далеком 57-ом году, а Этушу - 35. Сейчас мне 76, а ему гораздо меньше… Владимир Абрамович, я связался с Пушкиным, он просил передать буквально следующее: "Давайте пить и веселиться, давайте жизнью играть…" Актер Малого драматического театра Данила Козловский за роль пилота-стажера в фильме "Экипаж" был назван лучшим театральным актером, сыгравшим в кино. "Мне очень приятно стоять на этой сцене, - признался Данила Козловский, подойдя к рампе Вахтанговского театра. - Моя мама окончила Щукинское училище. Оно было первым местом, куда я пришел в 16 лет к одному из маминых педагогов, проверить свои способности. И после того, как я рассказал крайне глупый анекдот, мне сказали: "Да, способности есть"…" Ирина Купченко в этой новой для театральной премии номинации - "лучшая работа театрального актера в кино" - названа лучшей актрисой за главную роль в фильме "Училка". Ей, как и всем лауреатам, зал рукоплескал от души, но внимал, казалось, чуточку больше, чем остальным, ведь актриса крайне редко соглашается на публичные высказывания, если вообще принимает приглашения участвовать в подобных церемониях и мероприятиях. "Всем театральным актерам бесконечно задают вопрос: что вам больше нравится - играть в кино или в театре? А мы не знаем, что ответить, - была искренна Ирина Купченко. - Мы просто играем и все. Где это происходит - неважно. А главный ценитель - это зритель. Зритель приходит со своими ожиданиями: кто-то поплакать, кто-то посмеяться. Мы прекрасно понимаем, что любовь может быть слепа. Но если ее вообще нет, то все наши усилия лишены какого-либо смысла. Спасибо всем, кто придумал и осуществил этот проект. Эта премия - знак огромного уважения тех, кто каждый день покупает билеты и приходит в зал". Полный список лауреатов - на сайте учредителя премии - журнала "Театрал".