Тигр в кроличьей шкуре

Дело всей жизни Веры Конюховой — куклы. Сделанные ее умелыми руками, они сегодня играют в разных театрах по всей стране и миру, радуя детей и даря им веру в сказку.Высотка на окраине Митина. Восьмой этаж. Дверь открывает сама хозяйка. — Бож-ж-е, какой же ты здоровый вырос! Ну заходи, не стой! Захожу, и прежде чем успеваю снять куртку, Вера Николаевна берет меня руками за щеки и пригибает мою голову к своему лицу: — Дай-ка на тебя посмотрю, а то глаза-то уже не те. Здесь, наверное, надо сделать отступление и сказать, что Вере Николаевне Конюховой, старейшему действующему кукольному мастеру страны, исполнилось 90 лет. И что знает она меня с тех пор, когда я, как говорится, пешком под стол ходил. Дети артистов Театра кукол Сергея Образцова (Сергей Владимирович Образцов — бессменный (до 1992 года) руководитель Центрального театра кукол, созданного им в 1931 году. — «ВМ») были «детьми полка», а потому вся труппа несла за них, ну и за меня тоже, коллективную ответственность. Прошло с тех пор почти 40 лет. За эти годы трижды сменялось поколение зрителей театра, а спектакли все еще играют куклы, созданные Верой Конюховой. Лавсан для Шерхана В 1962 году, в самый разгар карибского кризиса, когда весь мир стоял на грани третьей мировой войны, Веру Конюхову отправили в длительную командировку на Остров свободы. Ей и актеру театра Игорю Дивову предстояло создать кубинский народный кукольный театр. Куклы к первому представлению, спектаклю «Волшебные луковицы», везли из Москвы. Результатом командировки стало рождение в Гаване Национального кукольного театра «Де Гиньоль». — Гиньоль — это простонародная перчаточная кукла, — поясняет Вера Николаевна. С тех пор прошло 54 года. За это время куклы Конюховой «прописались» во многих кукольных театрах: в Казани, Петрозаводске, Улан-Удэ, Кишиневе. Последней куклой, созданной ею для Государственного академического Центрального театра кукол имени С. В. Образцова, стал Вакула для спектакля «Ночь перед Рождеством». Было это 12 лет назад. Но на пенсию она до сих пор не ушла: работает с архивами театра и... делает театральных кукол. На кухне с Макарским Разговор возвращается к кукле, висящей на кухонном шкафу: — Так знаешь, кто это все-таки? — Очень знакомое лицо, но — не узнаю. Сдаюсь. — Это Антоша Макарский. С этой куклой связана очень печальная для меня история. Куклу меня попросил сделать один хороший знакомый: ее хотели подарить Макарскому на день рождения — у него он, как и у меня, 26 ноября. От аванса я отказалась — ну какие могут быть деньги перед работой? Лицо как-то сразу «слепилось», и хотя мне сейчас даже нитку в иголку вдеть трудно, получилась такая вот замечательная кукла. А знакомый мой скоропостижно скончался — я так и не смогла узнать, кто был заказчиком этой куклы. С тех самых пор Антон Макарский живет на моей кухне. Что же, у кукольного актера очень даже неплохое жилье. С настоящей кукольной историей. СПРАВКА Об игровых, то есть театральных, куклах писали Геродот и Аристотель. Не чуждались кукольных представлений и первые христиане: у них популярны были мистерии из жизни Девы Марии, которые исполняли куклы на веревочках, отсюда их название — «марионетки». Фрагменты кукол есть в Музее Театра кукол имени С. В. Образцова. Всего в коллекции музея около 5000 кукол.