Истерику прекратить! Молодым режиссерам пора начать думать
Театр имени Пушкина показал премьеру, имеющую шансы стать сильнейшим спектаклем сезона, — «Барабаны в ночи» Юрия Бутусова. Главная женская роль в нем досталась одной из самых звездных актрис театра — Александре Урсуляк.Судьба пьесы «Барабаны в ночи» непроста. Брехт отказался включать ее в собственное собрание сочинений. Что же до театра, то в России она ставилась до недавних пор единожды — в Et Cetera — и не вызвала по большому счету интереса ни у зрителей, ни у критики. Об этой постановке, современном театре и зрителях мы и поговорили с Александрой. — Часто ли вы смотрите спектакли других театров? — К сожалению, у меня редко получается куда-то пойти. Все время, когда где-то идет что-то хорошее, у меня как на грех свой спектакль! Но я все равно слежу за всеми премьерами в Москве. — И каковы ваши впечатления? — Я рада, что время от времени все же случаются спектакли, серьезные и по мысли, и по форме. Потому что, конечно, существует большая проблема — особенно у молодых режиссеров — им настолько надоел старый классический театр (и я их хорошо понимаю!), им так хочется из него вырваться, что на этом пути они ведут себя как подростки в пубертате, предпочитающие агрессивные шаги осмысленным действиям. Что с ними делать? Думаю, дать возможность выплеснуть свою истерику и ждать, когда за новыми формами они перестанут забывать о смыслах. — Однако изменился и зритель. Способен ли он нынче на постижение глубоких смыслов? — Изменился, вы правы. На это жалуются кинематографисты: мол, люди теперь клюют лишь на пеструю картинку и спецэффекты. Но они сами в этом и виноваты! Они же долгие годы и кормили людей всем этим. Жалуются музыканты: в консерватории почти нет молодежи. Не избежал этого и театральный зритель. Но, мне кажется, несмотря на все это, с театрами у нас сегодня все хорошо. Посмотрите: везде полные залы! А значит, русский театр живее всех живых и находится в очень хорошей форме. — Зачем потребовалась новая постановка «Барабанов»? — Юрий Бутусов интуит во всем, что он делает. Так что, думаю, его решение выбрать для постановки именно эту пьесу — интуитивное. И еще я знаю вот что: во-первых, он эту пьесу приметил и запомнил уже давно, а во-вторых, он все про нее понимает. Бутусов говорил, что у этого произведения Брехта есть очевидное несовершенство, какая-то неровность, рваность, но ему кажется, что именно в этом и заключается прелесть «Барабанов». Кроме того, мне кажется, для Юрия Николаевича были очень важны прописанные в пьесе роли и мощная любовная линия. Здесь ведь тема любви не просто затронута, а является основой всей конструкции. Именно поэтому в этой пьесе так сильна женская партия и так важен тот сложнейший выбор, перед которым оказывается моя героиня. — Между тем «Барабаны в ночи» вполне можно расценивать как приговор бунтарям и прошлого, и настоящего, сдувающимся, словно мыльные пузыри, едва лишь на их горизонте появляется возможность пожить спокойно и в достатке. — Я не думаю, что люди, как вы говорите, «сдуваются». Просто каждому человеку нужно существовать адекватно той ситуации, которая сложилась вокруг него. Именно эта ситуация показывает, есть на данный момент смысл в каких-то поступках или нет. Я убеждена: иногда подвиги не нужны, поэтому главный фокус пьесы и сделан на ее финале, когда герой, которого играет Тимофей Трибунцев, говорит о том, что он отправляется домой жить своей жизнью — такой, какая у него есть. — Работа над ролью Анны в «Барабанах» была, похоже, весьма непростой? — Процесс репетиций был хотя и очень тяжелый, но чудесный: я каждую минуту понимала, какое это счастье! Но я очень долго искала именно свое место, свой характер, так как мне казалось, что роль несколько скучнее, чем мне бы того хотелось. И я очень благодарна Юрию Николаевичу Бутусову, который сумел ее дополнить и максимально разнообразить с помощью вставок, придумок, визуальных эффектов, несмотря на очень сжатые сроки подготовки этой постановки. СПРАВКА Александра Урсуляк родилась 4 февраля 1983 г. в семье режиссера Сергея Урсуляка и актрисы Галины Надирли. В 2003 г. окончила Школу-студию МХАТ (курс Романа Козака и Дмитрия Брусникина) и была принята в труппу Театра имени А. С. Пушкина, в котором служит и в настоящее время. За роль Джулианы в спектакле «Черный принц» была в 2003 г. удостоена премии «Кумир» в номинации «Надежда». Лауреат премии «Звезда Театрала» в номинации «Лучшая актриса» (2013). В кино дебютировала в 2003 г., снявшись в сериале Андрея Кавуна «Вокзал». Снималась в фильмах и сериалах «Москва, я люблю тебя!», «Шерлок Холмс», «Орлова и Александров».