Избавляемся от стереотипов и изучаем историю Руси «на пальцах»

ТОЛЬКО У НАС. Красивые фрески на стенах музея расписаны вручную, шлем, сделанный по средневековым лекалам, можно потрогать и померить, а средний возраст экспонатов — 700 лет. Корреспонденты «ВМ» первыми побывали в готовящемся к открытию Музее ратной истории Москвы.Пока тут есть над чем работать: литые пушки, которые помнят еще съемки первой экранизации «Тараса Бульбы», стоят посреди комнаты, а в углу навалены щиты. Впрочем, до открытия есть почти неделя, и для корреспондентов «ВМ» сделали исключение. Экспозиция состоит из трех центральных залов: Древней Руси, Смутного времени и Великой Отечественной войны. Все костюмы, доспехи и оружие либо настоящие, либо искусно воссозданы по историческим источникам. — В сознании большинства людей русский фольклор — это набор стереотипов: матрешка, медведь, балалайка, — рассказывает куратор музея и руководитель клуба реконструкторов «Белая рысь» Виктор Кралин. — Возможно, для туристов этого достаточно, но для настоящих патриотов и реконструкторов русская культура находится далеко за пределами этих шаблонов. Так что создание такого музея — это воплощение давнего желания показать большому количеству людей настоящую русскую культуру. Помещение в Сетуньской крепости почти 20 лет было захламлено, прежде чем попало в руки реконструкторов. Теперь тут все по-другому: на стенах изображения древних фресок, панно с репродукцией старинного гобелена. Древние экспонаты, средний возраст которых около 700 лет, аккуратно разложены на бархатной подушке и надежно спрятаны под стекло. — Как выглядят музеи? — рассуждает Виктор Кралин. — Люди в основном просто пассивно смотрят на экспонаты и слушают трели экскурсовода. В Европе же, хоть я за ней и не гонюсь, все по-другому. В Испании, например, есть музей, в котором экскурсантов заковывают в кандалы. Их ведут, как рабов, полностью показывая экскурсантам всю атмосферу. Мы хотим, чтобы Музей ратной истории был не только «про посмотреть», но еще и взять, потрогать, попробовать. Виктор предлагает нам сыграть в «угадайку» — поочередно вытаскивает из ларца неизвестные предметы быта древних славян. Если веретено я узнала сразу, то с пращой и кресалом дело не задалось. А связка деревянных пластинок, которые были похожи на шаблоны для черчения, оказалась бердо — приспособлением для того, чтобы вручную плести тесьму. С задумкой о таком интерактивном музее одними экспонатами создатели не обошлись. В программе — серия мастер-классов по письму на бересте, каллиграфии, обучение ткачеству и даже кулинарные поединки. — Например, на выездных занятиях клуба мы показываем, как раньше делали колбасу: набиваем рубленым мясом и шпиком сырые кишки, — рассказывает Виктор. — Кухня тысячу лет назад была совершенно другая. Представьте, что у вас нет картошки, макарон, почти ничего нет. Приходилось изобретать новые рецепты и способы приготовления пищи.

Избавляемся от стереотипов и изучаем историю Руси «на пальцах»
© Вечерняя Москва