Станция «Киевская», особняк Берга и скоропечатня Левенсона: названы лауреаты «Московской реставрации»
В этом году закончилась реставрация Кондитерской фабрики товарищества «А. Сиу и Ко», Дома-коммуны на улице Орджоникидзе, здания Казанского вокзала, собора Донского монастыря и других знаковых объектов. Работа по сохранению культурного наследия позволила столице возглавить рейтинг эффективности регионов России в сфере культурного наследия за 2015 год. После реставрации исторические памятники получают новую жизнь. Многие из них становятся участниками проекта «Выход в город» и принимают всех, кто хочет познакомиться с культурным наследием столицы. Например, экскурсии планируют проводить в обновлённом здании скоропечатни Левенсона. Среди самых ярких объектов-номинантов премии — малый собор Донского монастыря, ресторан «Арагви», особняк Зиминых, усадьба XVIII века в посёлке Первомайское, Киевский и Казанский вокзалы, станции «Киевская» Филёвской и Арбатско-Покровской линий метро, здание Плехановского института, Дом-коммуна и горельеф Вучетича на ВДНХ. Лауреаты «Московской реставрации — 2016» Светильники из стекла с алмазной гранью на «Киевской» Место: станция «Киевская» Филёвской линии метро У станции «Киевская» голубой ветки метро простая архитектурная композиция. Плоское перекрытие опирается на два ряда колонн по 23 в каждом, по обоим торцам платформы — лестницы. Зато этот зал с несложной схемой получил богатое художественное оформление. Одним из главных украшений станции стал выложенный мрамором пол. В центральной части перрона он напоминал ковёр, собранный из цветных фрагментов. Впервые в оформлении метро использовали необычные материалы, например фарфор для капителей и оникс для облицовки колонн. Правда, со временем мраморную мозаику и оникс заменили гранитом, а фарфор — фаянсом. Специалисты отреставрировали путевые стены, цоколь и карниз, облицовку колонн, керамические капители и изразцы названия станции. Фаянсовые капители колонн, несмотря на серьёзные повреждения, удалось большей частью сохранить. Центральную часть пола платформы воссоздали по чертежам 1930-х годов. Оттенки гранита подбирали так, чтобы он подходил к цвету камней на колоннах и плитки путевых стен. Сложнее всего было восстановить светильники, которые делали из двухслойного стекла с алмазной гранью. Эта технология, широко распространённая в 1930-е годы, сейчас почти утрачена. Станция всё время была открыта для пассажиров, поэтому работы шли только по ночам. Часть из них пришлось перенести в реставрационные мастерские. Окна XVI века в Донском монастыре Место: Донская площадь, дом 1, строение 19 Собор Донской иконы Божией Матери конца XVI века — старейший храм Донского монастыря — в этом году отмечает два праздника: 425 лет со дня основания и окончание реставрации. Дошедшая до нашего времени композиционная схема храма сложилась к концу XVII века, когда были пристроены трапезная и колокольня. Собор не раз перестраивали, и каждая эпоха оставляла на нём свои следы, скрывая черты творения мастеров Бориса Годунова. Реставрация началась в 2013 году. Под штукатуркой открылись подлинные детали и поздние закладки. В пространстве чердака трапезной части, на западной стене, обнаружили окна XVI века с профилированными кирпичными наличниками. Специалисты решили заложить внутренние проёмы XVIII–XIX веков, вернув внутреннему пространству храма первоначальные формы. В соборе отреставрировали порталы приделов и трапезной, металлический крест с прорезными деталями, изразцы парапетов яруса звона колокольни. Отремонтировали кованую конструкцию главы собора, заменили поздние конструкции крыш на новые — первоначальной формы. Главы собора покрыли медью и позолотили. Майоликовые гирлянды павильона «Республика Беларусь» Место: проспект Мира, дом 119 Нынешний облик павильон № 18 «Республика Беларусь» получил после войны. Первое здание, построенное в 1937 году, было деревянным, похожим на крестьянский дом. Тогда оно называлось павильоном Белорусской ССР, Западной, Калининской, Ивановской, Ярославской областей. К 1954-му его перестроили в камне. В 2002 году его передали в долгосрочную аренду Белоруссии, и в 2007-м началась реставрация. За это время памятнику вернули первозданный облик, восстановили его исторические интерьеры, отреставрировали архитектурно-лепной декор, расписали фресками лоджию главного фасада, смонтировали электроосвещение. Скульптура «Родина», венчающая гранёную ярусную башню на кровле павильона, потеряла около половины декоративной мозаики и нуждалась в реставрации. Специалисты очистили статую и восстановили покрытие из смальты. Фигура девушки в длинном платье со снопом пшеницы и венком в руке снова засияла разными оттенками золотого цвета. Отреставрировали и нарядное плетение из овощей и фруктов, обвивающее колонны, которые обрамляют полукруглый дворик. Передний ряд колоннады украшен цветной майоликой с национальным белорусским орнаментом. На крышу здания вернули скульптурную композицию «Труженики Белоруссии. В неё входят фигуры «Доярка», «Агроном», «Колхозница», «Охотник» и «Механизатор» высотой два метра каждая. Художники-реставраторы создали пять копий исторических скульптур по слепкам. Дубовые окна и паркет в особняке Берга Место: Денежный переулок, дом 5, строение 1 У дома 5, строение 1 в Денежном переулке интересная история. Особняк горел, не раз перестраивался, менял владельцев. В 1918-м в нём разместилась немецкая миссия, и в этом же году здесь был убит германский посол графа Вильгельм фон Мирбах. Затем дом стал штаб-квартирой Коммунистического интернационала. В 1924 году в особняке расположилось посольство Италии, которое работает здесь и сегодня. Особняк стал одним из первых московских домов, где появилось электричество и дверной звонок. Именно здесь прошёл первый бал при электрическом освещении. Для дам, чей макияж был рассчитан на газовые рожки и лампы, он стал не самым приятным сюрпризом. Нынешнее здание построили, когда хозяином участка стал инженер и золотопромышленник Сергей Берг. Поначалу появились новые одноэтажные каменные постройки со скромными фасадами, напоминающими загородные усадьбы, а в саду — четыре деревянные беседки. Две из них сделали в русском стиле, две — в восточном, с изящными изогнутыми линиями, украсили куполами, порталами и навесами. Позже инженер решил перестроить владение. Старый деревянный дом снесли, и на его месте вырос большой каменный особняк. В пышных интерьерах — роскошные потолки, деревянные панели, резные порталы готической формы, арки. В особняке отремонтировали больше 60 оконных блоков, а те, что не удалось восстановить, заменили на новые из морёного дуба. Исторический паркет отреставрировали, зашпаклевали массой на основе дубовой стружки, отшлифовали и отполировали, покрыли масловоском. Монеты и товарные пломбы на Софийской набережной Место: Софийская набережная, владение 4, 6, 8, 10; Болотная площадь, владение 14 Нательный крест из серебряной монеты, ключ, пряжка и обломок ножа из железа, свинцовые пули, серебряная монета ручной чеканки, пуговицы и перстень медного сплава, часть рельефного керамического изразца — это только часть клада, найденного археологами на Софийской набережной. На участке, где в XIX веке был двор крупного завода Густава Листа, последовательно вскрывались слои XVIII–XIX, второй половины XVI–XVII, первой половины XVI и конца XIV — XV веков. Некоторые находки тяготеют и к более раннему времени. Всего во время раскопок обнаружили почти 350 предметов из различных материалов и более пяти тысяч фрагментов керамики. Специалисты особенно отмечают серию ранних (XIV–XV века) монет и свинцовых товарных пломб того же времени. Это значит, что здесь шла оживлённая торговля. Из нумизматических находок самыми редкими и необычными стали русские средневековые монеты, наиболее ранние из которых отчеканены при сыне Дмитрия Донского князе Василии Первом; монеты, чеканенные в Золотой Орде; серебряный золотоордынский дирхем, из которого был сделан православный крест. Художественные надгробия в семейном захоронении Морозовых Место: Рогожское кладбище, Старообрядческая улица, дом 31а, участок 1 На Рогожском кладбище, долгое время бывшем центром старообрядческой общины, похоронены многие представители московского купечества. Во второй половине XIX — начале ХХ века здесь упокоились известные российские промышленники, фабриканты, купцы: Шелапутины, Рахмановы, Солдатёнковы, Пуговкины, Кузнецовы, Рябушинские, Морозовы, Капырины, Рязановы, Трындины. Немногие могилы сегодня можно найти: в 1930-е гранитные надгробия шли на стройки. Но одно из захоронений Морозовых сохранилось. Дошедший до нас комплекс семейного захоронения сложился во второй половине XIX — начале XX века. В него вошли надгробия над могилами представителей первого, второго и третьего поколений семейства, скончавшихся до 1917 года, а также их потомков, умерших в советское время. Мемориальный крест на участке поставлен, вероятно, в 1861 году, вскоре после смерти основателя династии Саввы Морозова. В 1889 году здесь начали строить часовню-усыпальницу Тимофея Морозова, ставшую композиционной доминантой некрополя, и крест перенесли. Это надгробие в виде часовенного столпа, спроектированное Фёдором Шехтелем, своей формой, масштабностью и богатой пластикой выделяется на участке Морозовых. Над памятником в византийском стиле — ажурный железный шатёр, крытый двускатной с изломом кровлей. Реставраторы очистили и промыли надгробия, расчистили и заделали швы, заложили мастикой трещины, воссоздали утраченные элементы. Ограду с сенью очистили и покрасили, а патину на медной кровле уплотнили. Текст на надгробиях тонировали и позолотили, а сам камень отполировали и натёрли воском. Фонарь-медуза в скоропечатне Левенсона Место: Трёхпрудный переулок, дом 9, строение 1 Первоначальный облик и изысканное внутреннее убранство вернули зданию, где располагалась штаб-квартира одного из самых успешных издательств на рубеже XIX и XX столетий — скоропечатни Левенсона. Признанные мастер московского модерна Фёдор Шехтель сделал особняк похожим на средневековый замок. В особняке воссоздали витражный купол, венчающий фасад. На парадной лестнице восстановили мраморные перила, а на верхнем витом столбе установили фонарь в виде медузы. Бра и потолочные светильники в парадном зале стилизовали под изображения на старинных фотографиях. Во всех помещениях покрасили стены и потолки, вернули лепнину. Двери и окна воспроизвели по чертежам Шехтеля. На полах уложили паркет с историческим рисунком и цветную метлахскую плитку. На фасаде открыли барельеф с изображением рабочих-печатников, а в одном из залов первого этажа — с изображением первопечатника Иоганна Гутенберга. В угловом помещении на втором этаже, служившем Левенсону кабинетом, установили деревянное ограждение потайной лестницы, ведущей на первый этаж. Металлические ступени обшили деревом. Здесь же по фотографии воссоздали оригинальную люстру. Кто участвует в конкурсе «Московская реставрация» «Московская реставрация» — один из самых престижных профессиональных конкурсов проектных и реставрационных организаций. С 2011 года в нём приняли участие более 300 компаний, главных архитекторов и реставраторов, участников и организаторов работ. А в этом году на него пришло рекордное количество заявок — 73. 33 памятника представлены в нескольких разделах: «Объекты гражданской архитектуры», «Городские усадьбы», «Объекты промышленной архитектуры», «Объекты культового зодчества», «Объекты монументального искусства» и «Объекты археологического наследия». Конкурсная комиссия из почётных реставраторов, инженеров, архитекторов и художников определила 40 лауреатов (включая один специальный приз) и пять спецпремий. В этом году в состав жюри вошли заслуженный деятель искусств России Андрей Баталов, председатель Центрального совета ВООПИиК Галина Маланичева, эксперты и почётные реставраторы города. Жюри выбирает победителей в четырёх номинациях: — за лучший проект реставрации и/или лучший проект приспособления к современному использованию; — за высокое качество ремонтно-реставрационных работ; — за лучшую организацию ремонтно-реставрационных работ; — за научно-исследовательскую работу и/или научно-методическое руководство. С 2015 года вручают специальный приз в номинации «Лучший объект реставрации по версии проекта “Активный гражданин”». В этот раз пользователи проекта могли выбирать из трёх проектов. Это особняк Зиминых, городская усадьба Дёминых и главный дом усадьбы XVIII века в посёлке Первомайское. Лауреатов конкурса награждают дипломами с подписью Мэра Москвы и почётными призами.