Ещё

Юрий Григорович: Никогда не откажусь от почетного звания петербуржца 

В Мариинском театре Юрий Григорович представил зрителям балет «Каменный цветок», с которого начиналась когда-то его блестящая карьера. Это уже 9-я редакция знаменитой постановки.
Приехав в Петербург, Юрий Григорович первым делом отправился в историческое здание на Театральной площади, прошел в зрительный зал, огляделся. «Все-таки много тут было пережито, — сказал Юрию Фатееву, и. о. заведующего балетной труппой Мариинки. — Стулья, по-моему, не поменяли. Или поменяли. Обновили? Это хорошо».
В начале 2000-х он выступал здесь с Краснодарским театром оперы и балета, в котором за короткий срок сумел создать прекрасную труппу молодых танцовщиков. Но поставить на сцене своей «альма-матер» новый спектакль взялся только сейчас.
Накануне премьеры корреспонденту «РГ» удалось задать хореографу несколько вопросов. Ваш спектакль поставлен на исторической сцене Мариинского театра, а не на новой, которая технически более совершенна. Это вы так захотели?
Юрий Григорович: Да. Очень люблю старую Мариинку. Чувствую себя здесь как дома, всё тут мне родное. Нынешний спектакль — большой подарок для меня от маэстро Гергиева в канун моего юбилея.
Почему выбрали для юбилейной постановки именно «Каменный цветок», а, например, не другой ваш шедевр — «Щелкунчик», всегда актуальный в преддверии новогодних праздников?
Юрий Григорович: Во-первых, я сам в нем танцевал партию Северьяна. Не один раз, исполняя ее, проваливался… Проваливался я (в люк), а не спектакль! Во-вторых, «Каменный цветок» стал для меня, как для хореографа, первой большой самостоятельной работой. Я поставил его в 1957 году с молодыми исполнителями, будучи сам еще не старым (Григоровичу было 30 лет. — Ред.). Мы делали его во внеурочное время, выкраивая час-другой между репетициями. Не забуду тех, с кем тогда работал. Сейчас они все уже народные, знаменитые — Ира Колпакова, Алла Осипенко, Саша Грибов, Толя Гридин. Мои первые замечательные исполнители, которых я буду помнить до конца дней. А клавир балета я получил волею судеб практически из рук его автора, композитора Сергея Прокофьева. И мы начали создавать спектакль. Он мне очень дорог.
В новой редакции «Каменного цветка» мне хотелось ярче представить тему любви и творчества
Много внесли изменений в нынешнюю редакцию?
Юрий Григорович: Всегда что-то изменяешь, где-то сокращая, а где-то добавляя. Тем более в такой «возрастной» постановке. В будущем году балету исполнится шестьдесят лет. Изменилось время, сегодня другие артисты, другой зритель. Тут хочешь не хочешь, нужно редактировать. В новой редакции «Каменного цветка» мне хотелось ярче представить тему любви и творчества. Я внес изменения в хореографический текст, в музыкальную партитуру. Но великая музыка Сергея Прокофьева, конечно, остается.
В главных партиях в новом спектакле заняты три состава исполнителей, среди них совсем еще молодые танцовщики. Как вам с ними работалось?
Юрий Григорович: Я всегда любил работать с молодыми людьми, еще не имеющими громкого имени. И первый «Цветок» создавался молодежью, которая после премьеры, можно сказать, проснулась знаменитой. Так же было и с «Легендой о любви» в 1961 году, и там были заняты молодые. У нового поколения — не только «балетных» людей — совсем иное ощущение жизни. Другие интересы, приоритеты. Не хочу говорить, лучше это или хуже. Просто — другая эпоха. А что касается артистов Мариинки, с которыми довелось нынче работать, то у них очень высокие профессиональные достоинства. В первую очередь, замечательная школа. Они справились с задачами, которые я перед ними поставил. Я много где ставил спектакли. Объехал полмира. Но такую самоотдачу встречал не часто.
На ваш взгляд, можно назвать «Каменный цветок» балетом ХХI века, учитывая, что танцуют в нем выросшие уже в этом столетии артисты?
Юрий Григорович: Наверное, можно. Но если учитывать, сколько времени он держится в репертуаре разных театров, в том числе зарубежных, то правильнее будет, скорее, «балет на все времена»! Немаловажное значение имеет, безусловно, музыка Прокофьева. Он величайший композитор. Я был с ним знаком. Как и с Шостаковичем, Хачатуряном. Лучшие страницы моей жизни — общение и совместная работа с этими гениальными музыкантами!
Вы родились и выросли на берегах Невы. В начале 1960-х переехали работать и жить в Москву. Считаете себя москвичом?
Юрий Григорович: Нет, петербуржцем. Никогда от этого почетного звания не откажусь! Очень люблю Град Петра. Приезжая, стараюсь найти время, чтобы прогуляться по нему. Заглянуть на Моховую улицу, где жил с родителями в детстве, откуда бегал в хореографическое училище на улице Зодчего Росси. Позже мы переехали на набережную Мойки. Как-то, приехав, отправился туда, а «своего» дома не нашел, снесли…
Вам скоро 90 лет (2 января), а вы по-прежнему весь в работе. Десять лет назад в интервью, накануне вашего 80-летия, вы говорили мне, что не чувствуете своих лет. А сейчас?
Юрий Григорович: И сейчас скажу то же самое. Меня окружают молодые красивые люди. От них я заряжаюсь новым творческим импульсом. Некогда думать о возрасте.
Любопытный факт
В 2014 году в Сочи по инициативе Юрия Григоровича был открыт Музей балета. Он разместился на территории парка «Дендрарий» в отреставрированной даче «Надежда», построенной в конце XIX века известным издателем и историком классической хореографии Сергеем Худековым. Минувшим летом там появилась памятная доска с именем есоздателя музея. Сам Григорович отнесся к «увековечиванию» с юмором: «Ну вот, дожил!». В Сочи также проходит Международный конкурс Юрия Григоровича «Молодой балет мира».
Кстати
В нынешнем спектакле Юрий Григорович предложил использовать исторические декорации работы Симона Вирсаладзе. С этим художником он дружил с первых своих постановок и до его ухода. Считает Вирсаладзе своим учителем. Все декорации, как и костюмы, а их 296, восстановили по эскизам художника в мастерских Мариинского театра под руководством Михаила Сапожникова, ученика Вирсаладзе.
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео