Эскизы внутренних росписей в Третьяковской галерее воссоздают интерьеры прошлого
В залах графики Третьяковской галереи открылась экспозиция, посвящённая графике стен, под названием «Эскизы монументальных росписей XIX – начала ХХ века». Экспонаты позволяют нам видеть интерьеры на стадии замысла – это то, чего уже нет, во всяком случае в изначальном виде. В центре повествования – 200 эскизов А.Н. Бенуа, К.П. Брюллова, В.М. Васнецова, М.А. Врубеля, М.В. Нестерова, В.А. Серова и других крупных русских художников, предназначавшихся для росписи храмов, особняков и общественных зданий XIX-XX века, в том числе тех, которые так и не были построены. К последним принадлежат акварельные работы А. Иванова из серии «Библейские эксизы», которые должны были создать живописную библейскую историю из 500 сюжетов. Расположенные в первом же зале выставки, эти небольшие наброски, без вырисовки, были созданы художником для себя, без надежды на их реализацию в храме. Они были написаны в таком количестве, что и не поместились бы в одном храме… Другой драгоценностью зала и единственной картиной, сохранившийся от росписей купола Храма Христа Спасителя, стал Саваоф кисти А. Маркова. Остальные залы также хранят значительные памятники. Работа над знаменитым Исаакиевским собором Санкт-Петербурга, построенного в честь небесного покровителя Петра Первого Св. Исаакия, была осуществлена в 1840-1850е гг. академиками Ф.А. Бруни, К.П. Брюлловым, А.Т. Марковым и др. в классической манере. Росписи собора Св. Владимира в Киеве, осуществлённые в 1885-1896 гг В. Васнецовым, М. Врубелем, Н. Нестеровым и другими художниками в «византийском стиле», показывают то, как один и тот же сюжет может быть по-разному, но прекрасно переработан двумя крупными русскими художниками. По замыслу А.В. Прахова, при росписях делалась попытка вернуться к византийским истокам, а в художественной работе воссоздать артельный принцип. Третьим храмом, эскизы росписей которого кисти А.В. Щусева и М.В. Нестерова украсили выставку, стал Покровский собор Марфо-Мариинской обители в Москве. Эскизы внутреннего убранства зданий и сооружений В. Серова, М. Врубеля и др. более свободны в решении. Здесь соединяются разные философские направления, стили и решения: Востока и Запада, барокко и модерна, станковой и монументальной живописи. Медальоны 51*50, носящие название «Эскиз-панно для Казанского вокзала», выполненные темперой на картоне З. Серебряковой, до сих пор висят в ресторане на Казанском вокзале. Выставка продлится с 02 декабря 2016 года по 14 мая 2017 года. Место – Лаврушинский переулок.