Ещё

Трехголовый дракон вернулся на сцену 

13 декабря Театр на Покровке представляет новый спектакль — главный режиссер вернул на сцену «Дракона» . Спектакль покоряет сердца зрителей своей актуальностью и свежестью режиссерских решений. В треугольных крыльях-парусах над сценой заблудился свежий ветер. Добротный стол и основательные табуретки, холщовые костюмы, вязаные шарфы и носки — весь домоткано-деревянный мир маленького городка (художник Виктор Шилькрот) дрожит и трепещет: двести лет «чудушко-юдушко, душечка-цыпочка» полновластно хозяйничает в этом унылом местечке, калеча души людские.
Если разрубить человека пополам — он умирает. А вот если «душу разорвешь — станет послушной, да и только». Вот и отдают ежегодно искалеченные душевно жители Дракону самую красивую девушку. Но накануне очередной «черной» свадьбы в городе появляется освободитель Ланцелот. Готовы ли горожане к такому повороту событий, жаждут ли освобождения? Об этом размышляют создатели спектакля.
Автор старой версии постановки — . Геннадий Шапошников взял исходную конструкцию за основу, внес изменения, придав ей дополнительную контрастность, яркость, насытив собственными удачными идеями и ходами.
Создавая своего «Дракона», Шварц опирался на сказочный сюжет народов Юго-Восточной Азии о чудище, которого нельзя победить, потому что победитель сам обращается в дракона, если только он не юноша с чистыми помыслами. Шварц и Шапошников идут дальше: они словно под лупой рассматривают превращение победителя в тирана.
Спасаемые горожане приспособились к жестокой власти с ее притеснениями. Квинтэссенцию этого состояния выражает Бургомистр: «Он победит, летун-хлопотун! Ох, люблю я его как! Люблю — и крышка». Горожане мечтают лишь об одном: хуже бы не стало. Им вроде и не нужна свобода, рабство стало второй натурой. А значит, лишившись одного тирана, они тут же посадят на шею нового. Ну и как таких полюбить?
Попытка изобразить Дракона на сцене впервые была предпринята в Ленинградском театре комедии в военные годы, при жизни Сталина. Пьеса о неограниченной власти, естественно, очень быстро попала под запрет. В годы оттепели в Москве за «Дракона» взялся в Студенческом театре МГУ. Но после 17 представлений и этот спектакль был закрыт. Несколько дольше продержалась на сцене поставленная в 1980-м кукольная версия .
Позже режиссеры уже достаточно часто обращались к философской шварцовской пьесе. Постановку Геннадия Шапошникова отличает от прочих прежде всего великолепная находка образа самого Дракона. На сцене трехголовое чудовище изображают сразу три артиста — , и . Они неизменно появляются вместе, иногда встречаясь друг с другом, а иногда «разминувшись», шествуют вокруг интересующего Чудище объекта.
При этом каждая «голова» живет самостоятельной жизнью, высказывает собственное мнение и — самое забавное — имеет суверенный характер.
Пожалуй, наиболее яркими в спектакле являются работы артистов и . Булдаков в роли Бургомистра «прогуливается» по той тонкой грани, которая отделяет скоморошеское ерничанье от полного безумия, но в нужный момент ловко переключается в состояние почти военной собранности, «застегнутости» на все пуговицы. Удивительно хорош Валерий Ненашев. Его Бургомистр проникновенен, трепетен, своей интеллигентностью напоминает персонаж , но при этом он абсолютно самобытен.
Особой удачей является пластическое решение массовых сцен (Ольга Семаева). Передвигающийся украдкой «народ» напоминает в первом акте стайку испуганных мышей, а во втором — счастливых оболваненных пингвинов. Таких людей спасать сложно — ведь им это не нужно, их от правды «воротит, отшвыривает».
Но находятся люди, способные вместо медного тазика-шлема и бумажного рулона-меча предложить герою реальное подспорье: шапку-невидимку — Шляпник (), ковер-самолет —Ткач (), металлический меч — Кузнец () или недюжинные организаторские способности — Кот (). Эта четверка артистов наглядно демонстрирует, что в хорошем театре у талантливого режиссера нет ни маленьких ролей, ни маленьких актеров.
Философский финал «Дракона» — благодарный кивок вечной актуальности шварцовским раздумьям: люди во все времена должны заслуживать человеческого отношения к себе.
Премьера пройдет на сцене Театра .
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Большой театр представил оперу «Дон Карлос» с обновленным звездным составом
В среду, 7 декабря, Большой театр собрал российских звезд в опере Верди «Дон Карлос». , ,  — имена, регулярно появляющиеся на афишах самых великих театров мира, но до сегодняшнего дня в этом списке не было Большого театра (далее…)
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров