В Лондоне по-разному оценили балет Эйфмана по Фицджеральду
ЛОНДОН, 13 дек – РИА Новости, Мария Табак. Британские критики упрекнули спектакль петербургского Театра балета под руководством Бориса Эйфмана Up&Down в недостаточной психологической достоверности, публика осталась в восторге. Лондонские гастроли труппы со спектаклем по роману Фрэнсиса Скотта Фицджеральда "Ночь нежна" завершились в минувшие выходные. Отзывы критиков "Эта завершающая работа из цикла "балетов на психиатрические темы" является вольной, но узнаваемой версией полуавтобиографического романа Фицджеральда", — пишет рецензент театрального обозрения Stage Нил Норман. "Хореография Эйфмана бесстрашно изобретательна, но его арсенал средств для изображения безумия очень ограничен", — продолжает рецензент, поясняя, что выпученные глаза и гримасы обитателей сумасшедшего дома выглядят слишком старомодным способом изображения психических болезней. "Смена сцен осуществляется так, чтобы добиться максимального эффекта: из больницы в ночной клуб, от сложных дуэтов к бальному круговороту", — пишет Норман, добавляя, что некоторые сцены напоминают представление для пассажиров круизного лайнера, однако другие, особенно те, в которых пародируются 20-е годы, действительно завораживают зрителя. "Творения Эйфмана живые, его танцоры блистательны, и эмоции, которые вы испытываете во время его спектаклей, вряд ли будут включать скуку", — отмечает, в свою очередь, рецензент Guardian Люк Дженнингс. "Но в его работе есть ключевые недостатки, и это очевидно в Up&Down. Роман, отражающий тяжелую жизнь Фицджеральда и его жены Зельды, повествует о психиатре, который женится на пациентке, страдающей шизофренией, и постепенно становится алкоголиком. Этих проблем Эйфман касается с удивительным бесчувствием", — пишет Дженнингс. По мнению рецензентов, игра актеров не передает нюансов. "Изящная классическая линия Любови Андреевой (исполнительницы главной роли) захватывает дух, но у нее есть только два выражения: счастливое лицо и застывший взгляд cлабоумной. Эйфман не вдается в нюансы. Каждая сцена cверкающе вычурна, каждая эмоция доведена до максимума", — считает рецензент. По мнению Дженнингса, хотя Эйфман называет свой балет психологическим, у него отсутствует интерес к сложным человеческим переживаниям. Мнение публики Публика, по-видимому, с критиками не согласилась. Спектакли завершались овацией, артистов долго не отпускали со сцены, а дополнительный танцевальный номер в промежутке между поклонами вовсе привел аудиторию в восторг. "Мне очень понравилось. Ярко, красиво, настоящий театр, хотя при этом, конечно, в сюжете веселого мало. Из минусов я бы отметила только то, что во втором действии немного теряется сюжетная линия. Но все равно так красиво, что скучать не приходилось", — поделилась с РИА Новости своими размышлениями зрительница Наталья. Довольно много отзывов на спектакль появилось в социальных сетях: "Изумительный спектакль", "Отличная хореография, фантастический танец", "Прекрасная постановка". Интересно, что аналогичным образом разошлись точки зрения критиков и зрителей относительно "Родена", которого Эйфман и его труппа привозили в Лондон весной 2014 года. Спектакль также вызвал восторг и овации у публики, но критику оставил довольно равнодушной. Премьера Up&Down состоялась в январе 2015 года в Петербурге, после чего труппа возила спектакль в Париж, Братиславу, Ригу, Тель-Авив, Чикаго, Нью-Йорк, Коста-Месу, Монако и Любляну. Осенью 2015 года на новой сцене Большого театра в рамках открытого фестиваля искусств "Черешневый лес" состоялась московская премьера балета. Театр балета Бориса Эйфмана был создан в 1977 году как авторская, экспериментальная лаборатория одного хореографа. Эйфман, поставивший более 40 спектаклей, определяет их жанр как "психологический балет".