На ваш страх и риск: экспонаты музеев России не застрахованы
"Каждый страховой полис индивидуален. И ваш — не исключение", — шутят страховщики. Каждый полис действительно уникален, как уникально произведение искусства. Закрыть ценности в сейф — мало. Это не убережет от грабителей, пожаров, коммунальных аварий и потопов. На Западе от всего этого страхуют. В России такой вид страхования зародился совсем недавно. Курс из трех публичных лекций в "Гараже", позволивший слушателям получить знание о подделках, мистификациях, кражах и прочих происшествиях с произведениями искусства на протяжении последних двух столетий, завершился круглым столом и дискуссией о страховании объектов искусства и специфике российского арт-рынка. В обсуждении приняли участие ведущие специалисты и профессионалы в данной сфере. Дискуссия вылилась почти в декабрьскую сказку о Щелкунчике и Мышином короле. Защита от мышей и моли Даже в мире искусства не обходится без курьезов. В случаях, когда невозможное становится возможным, в страховании не редкость, поэтому, пояснил начальник отдела страхования выставочных и ценных грузов "Ингосстраха" Мирко Мудринич, страховка арт-объектов на период экспонирования охватывает все риски, вплоть до повреждения грызунами. "Такие случаи, к сожалению, были, — подтвердил он. – Из Германии после показа прибыла работа, дыру в которой проделали мыши. Роскошная коллекция исторических балетных костюмов, отправленная на показ во Францию, вернулась с молью". Еще трагичнее сложилась судьба одной из картин Казимира Малевича. Она пострадала от просочившегося на нее конденсата. Но все эти экспонаты были застрахованы. Убыток оплатил страховщик. Страховые случаи отнюдь не редкость, продолжает страховщик. В 2003 году при перевозке картины Рембранта середины XVII века "Портрет пожилой женщины" в Музей современного искусства Хьюстона произошел порез полотна. Порез был не более 10 сантиметров. При этом "Ингосстрах" заплатил порядка одного миллиона долларов: возмещение включало в себя реставрацию полотна, а также снижение стоимости работы в результате страхового случая. "Сработал риск снижение стоимости произведения искусства, а это страховой случай", — подчеркнул Мирко Мудринич. Подобные инциденты случаются, отмечает представитель страховой компании. За почти 70-летнюю историю страховой компании 60 лет она страхует выставки предметов искусства. И сейчас к этому виду страхования есть интерес. Когда мой дом – не моя крепость В России, в отличие от Запада, нет практики страхования личных коллекций искусства, а также постоянных коллекций государственных музеев и запасников, констатирует Мирко Мудринич. Работы, которые на выставке в Манеже повредили вандалы, застрахованы не были. Также не застрахованы были полотна, реставрировавшиеся в сгоревшем Научно-реставрационном центре имени Грабаря. При этом стоимость страхового полиса в основном составляет десятые доли процента. Министерство культуры и Минфин обязывают музеи страховать работы только при транспортировке и показах на сторонних площадках. Но и тут ограничение: государственные музеи не могут страховать коллекции на бюджетные деньги, отмечает заместитель директора Московского музея современного искусства Алексей Новоселов. Иное дело – частные коллекционеры и их собственность. Но работы из частных коллекций от пожаров, затоплений и повреждений страхуются еще реже. Лишь единицы из них защищены полисом. И если музеи могут самостоятельно оценивать стоимость своих работ, то частный коллекционер этого сделать не может: владелец и эксперт не могут быть одним лицом. Частников отпугивает именно плата за искусствоведческую оценку произведений. "Sotheby’s за оценку денег не берет. Исключение: если требуется выезд в какое-то частное имение для оценки коллекции, — добавляет гендиректор аукционного дома в России Ирина Степанова. — При этом оценка даже оказывается выше, если вы не собираетесь сразу перепродавать произведение искусства". По ее мнению, страховать коллекции надо – это цивилизованный подход. Кроме того, не должно быть оборота культурных ценностей без страхования. Все музейные коллекции в Великобритании застрахованы от 200 миллионов фунтов стерлингов и выше, если куда-то везут экспонаты. "Страховая стоимость превышает аукционную, поскольку учитывает еще и моральный ущерб", — добавляет Ирина Степанова. Уборщица – главный враг современного искусства У аукционного дома работает специализированный независимый отдел, который может отказать во включении отдельных работ в выставочные экспозиции или потребовать дополнительных мер безопасности. "Например, выставку Марка Ротко в Москве охраняли сотрудники службы безопасности с автоматами. Для выставки потребовались шесть человек, которые по двое работали сменами", — подключается Антон Белов. А летом 2010 года, когда в Подмосковье бушевали пожары, владельцы произведений японского искусства потребовали, чтобы смог не контактировал с предметами искусства. Было закуплено спецоборудование, на три дня картины изолированы в специальном помещении. Дорогостоящее оборудование для автономной вентиляции больше никогда не использовалось. Но иногда внешние угрозы меркнут перед внутренней, какой может стать уборщица с тряпкой. "Пресловутый 94-й закон не позволяет выбирать напрямую поставщиков услуг, даже клининг. В конкурсе выигрывает тот, кто предложит максимально низкую цену. Это порождает драматические истории, — смеется Алексей Новоселов. – На выставке современного японского искусства инсталляция из опавших листьев уходила на пол. Это не понравилось уборщице, и она смела листья с пола. Клининг превысил свои полномочия". При этом тщательный инструктаж уборщиц от неприятностей не спасает: в клининговых компаниях слишком быстро меняется персонал. Страхуется не все Частные музеи страхуют не только дорогие экспонаты, но и необычные. Один музей из Санкт-Петербурга пожелал застраховать оказавшийся в его коллекции детородный орган Григория Распутина. Желание заказчика было исполнено. А вот клиенту, который хотел застраховать картину Энди Уорхолла из своей частной коллекции, которая висела в детской комнате его загородного дома, от того, чтобы на ней не рисовал ребенок, пришлось отказать. И понятно почему. Но желание обратиться в страховую компанию до наступления страхового случая, в любом случае, правильное. Тем более, что на рассмотрение вопроса о страховке уходит всего несколько дней.