Ещё
Смешные фото с деревенских дискотек 2000-х годов
Смешные фото с деревенских дискотек 2000-х годов
Безумный мир
Названы страны с самыми строгими законами
Названы страны с самыми строгими законами
Места
Почему русские обязательно должны есть хлеб
Почему русские обязательно должны есть хлеб
Люди
"Человек-ракета" побил новый рекорд скорости
"Человек-ракета" побил новый рекорд скорости
Безумный мир

На ваш страх и риск: экспонаты музеев России не застрахованы 

На ваш страх и риск: экспонаты музеев России не застрахованы
Фото: Вести.Ru
«Каждый страховой полис индивидуален. И ваш — не исключение», — шутят страховщики. Каждый полис действительно уникален, как уникально произведение искусства. Закрыть ценности в сейф — мало. Это не убережет от грабителей, пожаров, коммунальных аварий и потопов. На Западе от всего этого страхуют. В России такой вид страхования зародился совсем недавно.
Курс из трех публичных лекций в «Гараже», позволивший слушателям получить знание о подделках, мистификациях, кражах и прочих происшествиях с произведениями искусства на протяжении последних двух столетий, завершился круглым столом и дискуссией о страховании объектов искусства и специфике российского арт-рынка. В обсуждении приняли участие ведущие специалисты и профессионалы в данной сфере. Дискуссия вылилась почти в декабрьскую сказку о Щелкунчике и Мышином короле.
Защита от мышей и моли
Даже в мире искусства не обходится без курьезов. В случаях, когда невозможное становится возможным, в страховании не редкость, поэтому, пояснил начальник отдела страхования выставочных и ценных грузов Мирко Мудринич, страховка арт-объектов на период экспонирования охватывает все риски, вплоть до повреждения грызунами.
"Такие случаи, к сожалению, были, — подтвердил он. — Из Германии после показа прибыла работа, дыру в которой проделали мыши. Роскошная коллекция исторических балетных костюмов, отправленная на показ во Францию, вернулась с молью".
Еще трагичнее сложилась судьба одной из картин . Она пострадала от просочившегося на нее конденсата. Но все эти экспонаты были застрахованы. Убыток оплатил страховщик.
Страховые случаи отнюдь не редкость, продолжает страховщик. В 2003 году при перевозке картины Рембранта середины XVII века «Портрет пожилой женщины» в Музей современного искусства Хьюстона произошел порез полотна. Порез был не более 10 сантиметров. При этом «Ингосстрах» заплатил порядка одного миллиона долларов: возмещение включало в себя реставрацию полотна, а также снижение стоимости работы в результате страхового случая.
"Сработал риск снижение стоимости произведения искусства, а это страховой случай", — подчеркнул Мирко Мудринич.
Подобные инциденты случаются, отмечает представитель страховой компании.
За почти 70-летнюю историю страховой компании 60 лет она страхует выставки предметов искусства. И сейчас к этому виду страхования есть интерес.
Когда мой дом — не моя крепость
В России, в отличие от Запада, нет практики страхования личных коллекций искусства, а также постоянных коллекций государственных музеев и запасников, констатирует Мирко Мудринич.
Работы, которые на выставке в Манеже повредили вандалы, застрахованы не были.
Также не застрахованы были полотна, реставрировавшиеся в сгоревшем Научно-реставрационном центре имени Грабаря.
При этом стоимость страхового полиса в основном составляет десятые доли процента. и  обязывают музеи страховать работы только при транспортировке и показах на сторонних площадках. Но и тут ограничение: государственные музеи не могут страховать коллекции на бюджетные деньги, отмечает заместитель директора Московского музея современного искусства .
Иное дело — частные коллекционеры и их собственность. Но работы из частных коллекций от пожаров, затоплений и повреждений страхуются еще реже. Лишь единицы из них защищены полисом.
И если музеи могут самостоятельно оценивать стоимость своих работ, то частный коллекционер этого сделать не может: владелец и эксперт не могут быть одним лицом. Частников отпугивает именно плата за искусствоведческую оценку произведений.
"Sotheby’s за оценку денег не берет. Исключение: если требуется выезд в какое-то частное имение для оценки коллекции, — добавляет гендиректор аукционного дома в России . — При этом оценка даже оказывается выше, если вы не собираетесь сразу перепродавать произведение искусства".
По ее мнению, страховать коллекции надо — это цивилизованный подход. Кроме того, не должно быть оборота культурных ценностей без страхования. Все музейные коллекции в Великобритании застрахованы от 200 миллионов фунтов стерлингов и выше, если куда-то везут экспонаты.
"Страховая стоимость превышает аукционную, поскольку учитывает еще и моральный ущерб", — добавляет Ирина Степанова.
Уборщица — главный враг современного искусства
У аукционного дома работает специализированный независимый отдел, который может отказать во включении отдельных работ в выставочные экспозиции или потребовать дополнительных мер безопасности.
"Например, выставку в Москве охраняли сотрудники службы безопасности с автоматами. Для выставки потребовались шесть человек, которые по двое работали сменами", — подключается .
А летом 2010 года, когда в Подмосковье бушевали пожары, владельцы произведений японского искусства потребовали, чтобы смог не контактировал с предметами искусства. Было закуплено спецоборудование, на три дня картины изолированы в специальном помещении. Дорогостоящее оборудование для автономной вентиляции больше никогда не использовалось.
Но иногда внешние угрозы меркнут перед внутренней, какой может стать уборщица с тряпкой.
"Пресловутый 94-й закон не позволяет выбирать напрямую поставщиков услуг, даже клининг. В конкурсе выигрывает тот, кто предложит максимально низкую цену. Это порождает драматические истории, — смеется Алексей Новоселов. — На выставке современного японского искусства инсталляция из опавших листьев уходила на пол. Это не понравилось уборщице, и она смела листья с пола. Клининг превысил свои полномочия".
При этом тщательный инструктаж уборщиц от неприятностей не спасает: в клининговых компаниях слишком быстро меняется персонал.
Страхуется не все Частные музеи страхуют не только дорогие экспонаты, но и необычные. Один музей из Санкт-Петербурга пожелал застраховать оказавшийся в его коллекции детородный орган . Желание заказчика было исполнено.
А вот клиенту, который хотел застраховать картину Энди Уорхолла из своей частной коллекции, которая висела в детской комнате его загородного дома, от того, чтобы на ней не рисовал ребенок, пришлось отказать. И понятно почему.
Но желание обратиться в страховую компанию до наступления страхового случая, в любом случае, правильное. Тем более, что на рассмотрение вопроса о страховке уходит всего несколько дней.
Видео дня. История самой известной советской отшельницы
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео