Портреты сейсмографа

Людвиг Майднер в Дармштадте Выставка живопись В Дармштадте показывают выставку портретов немецких интеллектуалов, созданных классиком экспрессионизма Людвигом Майднером. В глаза знаменитостей 1920-х взглянул специально для "Ъ" АЛЕКСЕЙ МОКРОУСОВ. "Германия, которую мы потеряли" -- так мог бы звучать подзаголовок выставки "Встречи", собравшей работы Людвига Майднера-портретиста. В Институте Матильденхеэ в Дармштадте показывают более сотни рисунков, запечатлевших интеллектуальную элиту Германии 1910-1920-х годов -- от политиков и журналистов до писателей и людей театра. Выставка завершает программу, приуроченную к 50-летию со дня смерти художника: последние годы жизни Майднер (1884-1966; на русском его часто пишут как Мейднер) провел как раз в Дармштадте, впрочем, в историю города он вошел еще в 1919-м, став, как и Макс Бекман, одним из сооснователей местного Сецессиона. До этого Майднер много скитался по Европе, учился во Вроцлаве, тогда еще Бреслау, затем в Берлине, откуда уехал в Париж. "Город-светоч" был в тот момент "столицей мира", хотя бы художественной, Майднер не только впервые увидел здесь искусство Гогена и Пикассо, но и задружился с Модильяни. На выставке в Музее художественной колонии (он открыт в двух шагах от православной церкви Святой равноапостольной Марии Магдалины, построенной в Дармштадте в конце 1890-х на средства семьи российского императора) работ парижского периода нет. Здесь выставлены портреты времен майднеровского увлечения экспрессионизмом, созданные после возвращения из Франции, когда в Берлине художник основал с друзьями группу "Патетики". Много чужого патетизма эпоха не вынесла, ей хватало и своего, группа распалась после первой же выставки. Зато Майднера стали привечать важнейшие журналы -- от "Штурма" до "Действия"; журналистика использовала его выдающийся талант графика по полной. Он запечатлел множество поэтов, определявших голос эпохи, от Теодора Дойблера до Иоханнеса Роберта Бехера, связавшего свою судьбу с коммунистическим движением, уехавшего в 1935-м в СССР и ставшего после Второй мировой министром культуры ГДР. По созданной Майднером портретной галерее можно изучать историю культуры. Он рисовал левого политика Карла Либкнехта (его изображение идентифицировали во время подготовки к выставке) и не менее левого режиссера Макса Рейнхардта, поэта, актера и художника Иоахима Рингельнатца и литератора Беллу Шагал, известную массам как первая жена Марка Шагала. Портрет Шагал единственный, портреты же большинства художников и литераторов представлены сериями: видно, как в начале 1920-х стали меняться стилистические предпочтения Майднера -- от экспрессионизма он возвращался к психологическому экспрессионизму. Разрыв с художественным прошлым сопровождался изменениями в религиозной жизни: Майднер стал верующим евреем, на выставке есть снимок, запечатлевший его во время молитвы в талисе и кипе (сегодня архив Майднера хранится в Еврейском музее Франкфурта). Позже, в лондонской эмиграции, он сделает несколько автопортретов в кипе; изоляция, преследование и уничтожение -- основные сюжеты этой поры. Бежали от нацизма и большинство его персонажей, причем не только по политическим, но и расовым причинам,-- как журналист друг Альберта Эйнштейна Феликс Штессингер, коллекционер Фриц Глазер, скрипач Андреас Вайсгербер. В Англии Майднер провел 14 лет, поэтому на выставке есть английский аудиогид, а каталог вышел на двух языках. Семья так и не уехала из Лондона, сам же художник вернулся на родину. "Не знаю, остается ли Германия местом, где евреи еще существуют в большом числе и могут работать, но сам я могу жить лишь там, где говорят и пишут по-немецки, и с этим ничего не поделать",-- писал он другу. Выставка в Дармштадте -- часть большого проекта "Людвиг Майднер -- сейсмограф". Почти десяток экспозиций в разных немецких городах представили все стороны его таланта, но именно в графических портретах современников проявился дар предугадывать в чертах лиц будущее. Лица получились вдохновляющими, будущее -- не очень.