Истории
Люди
Вещи
Безумный мир
Места
Тесты
Фото

Как трудились в Николаеве "лекари старины"

Данный отдел был создан в 1990 году, тогда в нем работали опытные специалисты. Это и кузнец , и художник-реставратор древнерусской живописи Дмитрий Боляков, и художник творческой категории Илья Пахманов, и таксидермист Василий Зубов, и реставратор Марина Чепкасова, и инженер по техническим средствам Юрий Рознин, а также фотографы Геннадий Гришаков и Николай Ярош. С основания и по сей день коллектив возглавляет заведующая отделом . Это была хорошая идея – однажды рассказать горожанам о работе НТиРО. Рассказ вылился в своеобразную слайдовую презентацию под названием «Опыт сквозь призму времени», которая очень наглядно продемонстрировала нелегкий путь научно-технического и реставрационного отдела, пройденный им за 25 лет. - Анализируя состояние сохранности музейных коллекций на современном этапе, мы вынуждены были исследовать условия хранения памятников в предыдущие годы. Оказывается, в нашем музее никогда не было нормального хранения музейных предметов! Всегда - только экстремальные! – рассказала Марина Степанова. В «убийственных» для экспонатов условиях музейные фонды находились и в 70-х, и в 80-90-х годах прошлого века Когда в 1985-м музей поставили на ремонт и закрыли 12 залов, где размещалась экспозиция, все экспонаты по распоряжению областного управления культуры (!) переместили в разные подвальные помещения: городские бомбоубежища, полуподвальные комнаты «Школы мужества», в приспособленную квартиру жилой пятиэтажки Много лет предметы страдали: страдали от резких перепадов температуры и влажности, от соседства с кочегарками и угольной пылью, от водного потопа после порывов элеваторных узлов отопления. Не удивительно, что, живя в такой обстановке, коллекции поражались многочисленными биологическими вредителями. Экстремальные условия содержания привели к гибели многих интересных экземпляров природоведческой коллекции Эммануила Францова, которая стала в далеком 1913 году основой экспозиции городского музея. Так погибло чучело гималайского медведя, редкая коллекция крабов, сильно была попорчена масштабная коллекция рогов животных и т.д. Часть разрушенных предметов удалось восстановить – однако на это ушли долгие месяцы работы. Благодаря реставраторам, вернулись в постоянную экспозицию чучело питона, панцирь зеленой черепахи, великолепный омар американский и прочие музейные раритеты, которые неизменно вызывают восхищение посетителей. «Опыт сквозь призму времени» - такое название получила и фотовыставка, размещенная сегодня в одном из музейных коридоров. Она наглядно демонстрирует, из какого «небытия» художники-реставраторы возвращают предметы и придают им замечательно-экспозиционный вид. Любая реставрация начинается с фотофиксации: какой был предмет - какой стал... «Диссонанс» временами просто ошарашивает - и понимаешь, что работали над воссозданием экспоната не ремесленники, а настоящие художники, притом – на-все-руки-мастера. Сегодня в отделе работают семь человек: это Татьяна Кулачек, , , , Юрий Котко, фотоработы выполняет молодой специалист Ольга Крутинь. Большой вклад в общее дело музейной реставрации внес также бывший сотрудник Александр Докукин. «Я хочу поклониться своим коллегам, без которых просто не представляю деятельности нашего отдела», - отметила Марина Степанова. Гости, собравшиеся на презентацию, смогли познакомиться со всеми сотрудниками НТиРО и оценить их работу. Вот Юрий Котко - он непревзойденный мастер по реставрации античной керамики и этнографических изделий из металла и дерева. Над реставрацией макета Адмиралтейского собора, который сегодня украшает один из залов музея, Юрий работал два года. Группа хранения тканей (одежда, рушники, скатерти, ковры) пребывает в достойном виде, благодаря заботливым рукам Татьяны Кулачек. Восстановление пораженных участков старинного шелка, кружев, вышивок - кропотливейший труд, в результате которого происходит второе рождение экспоната. Реставратор Владимир Гаврилов – специалист с золотыми руками. Хоть древний кувшин, хоть старинный фонарь или жилетный пистолет, оленьи рога, карапакс огромной черепахи - за что ни возьмется, все выходит в лучшем виде. Гордость экспозиции - омар американский, основательно разрушенный за 50 лет пребывания в нашем музее, - собран Владимиром «во единое целое» практически «из кусочков». А вот художник Сергей Шевченко - большой мастер реставрации икон, киотов, багетов, живописных полотен, изделий из металла. Икона Владимирской Божьей Матери поступила в музей в очень тяжелом состоянии - Сергей «колдовал» над ней около 5 месяцев. Немало предметов, восстановленных Александром Докукиным, находятся сегодня в музейных залах – это, прежде всего, музыкальные инструменты и старинная мебель. Что еще важно – реставраторы частенько работают «в четыре руки», потому что при подготовке предметов к экспонированию, для выставок и экспозиций, они объединяются и помогают друг другу. Однако, кроме «реставрационной функции», отдел все эти годы несет на себе и другую нагрузку – борется за сохранность экспонатов, спасая их от насекомых-вредителей и микроскопических грибов. Бороться помогают - облучение и химобработка предметов. Рассказывая на презентации о работе отдела реставрации, Марина Степанова поведала невеселую историю о том, как нелегко все эти годы жилось коллективу отдела НТиРО. Ютились сначала в подвальчике, потом в «сарайчике» - в двух крохотных приспособленных темных помещениях без конца боролись с протекающими потолками и крышами. 20 лет не имели в своих реставрационных мастерских проточной воды: чтобы отмыть, отстирать, отчистить предметы – воду носили-выносили ведрами. Большой стол, как воздух необходимый для реставрационных работ, за неимением места пришлось поставить во дворе и соорудить над ним навес. На этом столе работали и летом, и зимой. Наглядное подтверждение тому, в каких условиях трудился НТиРО, гости презентации увидели на слайдах. Печальное зрелище. Тем более - люди, умудрявшиеся в таких обстоятельствах отлично выполнять свою работу, заслуживают самых высоких похвал. Так что на презентации участники встречи не раз приветствовали реставраторов аплодисментами. В советских музеях «на реставрацию» всегда не хватало денег. И маленький отдел всегда мечтал о больших столах с подсветкой, сушильном шкафе, прессе для бумаги, о промывных ваннах, бестеневых лампах и другом профессиональном оборудовании, необходимом для нормальной работы. Конечно, переезд в новые помещения «Старофлотских казарм» намного улучшил условия работы реставраторов. И все-таки - И все-таки нормальные условия и сегодня остаются только надеждой на будущее. Разве таким должно быть рабочее место реставратора в уважаемом музее? Я надеюсь, что когда-нибудь оно все-таки станет другим – будет оснащено вытяжкой и набором всех необходимых рабочих инструментов, - говорит Марина Степанова. Но, тем не менее, грустные нотки из прошлого не нарушили мажорности праздника. Реставраторов поздравляли, вручали грамоты и презенты - фотоальбомы о нашем музее. А финал встречи прозвучал шутливо и весело: директор краеведческого музея сообщил «виновникам торжества» о том, что для них приготовлен «подарок» - музей приобрел рояль первой трети XX века, который требует основательной реставрации. По материалам газеты "Вечерний Николаев".
Как трудились в Николаеве "лекари старины"
Фото: Новостной НиколаевНовостной Николаев