Как очереди в музеи Москвы превратились в место драк и разборок

Очередь для русского человека — явление знакомое. Все, что в дефиците, вызывает ажиотаж. В 80-х все стояли за колбасой и хлебом. В 90-х — за первыми чизбургерами и картошкой фри. В нулевых — за модными кроссовками. Сейчас же самые длинные очереди — за прекрасным. Чтобы увидеть редкий экспонат, привезенный в музей, любители искусства готовы на все. Даже махать кулаками. Телеканал «360» проследил, как выставки в России превратились в музейные блокбастеры. Исаак Левитан Всплеск небывалого интереса у столичной публики вызвал далеко не Валентин Серов, ажиотаж на выставку которого в сети сопровождался множеством шуток и мемов. Первой ласточкой, оповестившей о том, что россияне заново открывают для себя искусство великих мастеров, стала экспозиция Исаака Левитана в Третьяковской галерее в 2010 году. Тогда толпа рядом с крымским мостом растянулась аж до проезжей части, был установлен рекорд — музей посетили 300 тысяч человек. Это за полгода работы выставки. Сальвадор Дали и Пабло Пикассо Новый рекорд был установлен на выставке сюрреалиста Сальвадора Дали. Очереди к Пушкинскому музею тогда тоже были весьма сюрреалистичными. Всего за 11 недель картины художника посмотрели 270 тысяч зрителей. Среднее ожидание на улице, а к слову это уже был конец ноября, составляло четыре часа. Это даже больше, чем на предыдущей выставке Пикассо, которая тоже наделала немало шума. Тогда за три месяца Пушкинский посетили 236 тысяч человек. Кстати, первая выставка художника в Ленинграде, которая проходила еще в 1956 году, спровоцировала митинг. Тогда власти задержали несколько активистов, которые наиболее бурно делились впечатлениями от увиденных картин. Валентин Серов Но, безусловно, исключительным случаем и даже своеобразным мерилом, по которому сейчас определяют популярность той или иной выставки, стала экспозиция картин Валентина Серова. После нее даже появилось новое определение — «Феномен Серова». В среднем в очереди каждый день стояли 1,5 тысячи человек. Выставку пришлось продлить на две недели и даже открыть двери музея ночью. Спрашивается, почему? Ведь картины русского живописца — не редкость в постоянных экспозициях крупнейших галерей и музеев России. По мнению некоторых культурологов, виной всему лихие 90-е и то упущенное, что мы сейчас активно наверстываем. Вот только наверстываем, будто в стиле рейдерского захвата, с давкой и вынесенными дверьми. Люди, купившие билеты онлайн, решили, что могут пройти без очереди и попросту сломали двери. Вот такой вот «творческий беспорядок». Благо, никто не пострадал… физически. Зато пришлось приглашать психологов для работы с теми, кто начинал вести себя в очереди неадекватно, были и такие. А также разворачивать полевую кухню с тушенкой и пункты обогрева. Иван Айвазовский Чтобы не допустить такого вновь, на последующую выставку уже Айвазовского было решено пускать людей на получасовые сеансы группами по 250 человек. За первые пять дней работы экспозиции через кассы и сайт Третьяковской галереи было реализовано 45 тысяч билетов. В среднем в день приходило 5,5 тысяч человек, это почти весь Кремлевский дворец. При таком ажиотаже не обошлось без спекулянтов. Билеты ценой 400 рублей продавали за 1,5 тысячи рублей. Кстати, делали это даже сами сотрудники галереи, за что были уволены. Так или иначе, люди искусства в один голос говорят о положительном эффекте ажиотажа на подобные выставки, и не важно, чем это вызвано — эмоциональным «все пошли, и я пойду», рациональным: «если сейчас не посмотреть, потом только в Европу ехать» или обычным обывательским любопытством. В конце концов, главное, чтобы люди снова начали ходить в музеи. Алина Мухина

Как очереди в музеи Москвы превратились в место драк и разборок
© 360tv.ru