В минувшие выходные в Москве в Гостином дворе прошла одна из самых известных и самых крупных в мире кукольных выставок «Искусство куклы 2016». Более 1000 участников из 26 стран мира представят посетителям десятки тысяч экспонатов, включая как новые работы, так и музейные собрания. Выставка в очередной раз подтвердила, что кукла (по крайней мере, авторской работы) — это вовсе не игрушка, а целое культурно-социальное явление, а мастера-кукольники — не просто художники и ремесленники, а плохо поддающиеся изучению создания, способные, подобно старику Карло из «Пиноккио», вдохнуть душу в изначально неодушевленные предметы. Только если в первом случае, данное действо происходило в сказке, то во втором — наяву, в чем и довелось убедиться нескольким тысячам посетителей «Искусства куклы». Действительно, большинство представленных кукол производило впечатление одушевленных персонажей, со своими характерами, слабостями и переживаниями. Возможно, это было как-то связано с темой выставки этого года, в качестве которой был выбран реализм. И здесь, мастера-кукольники определенно превзошли себя — большинство кукол выглядели «живее всех живых». Подлинное изображение реальности, как в жизни — было присуще искусству во все века, и реализм всегда считался пиком мастерства и вершиной гения. В любом жанре искусства достигали его художники, обладающие только величайшим мастерством и талантом. Кукла как арт-обьект — самая сильная проекция человека и возможность максимально достоверно передать через куклу человеческие эмоции и переживания, зафиксировав мельчайшие подробности и особенности конкретного или вымышленного персонажа. Примечательно, что сами мастера-кукольники, в большинстве случаев, относятся к своим произведениям не так, как художник к своему очередному полотну, или столяр-краснодеревщик к сделанному им уникальному комоду. Практически всегда, это какие-то особые чувства, близкие к родительским, что очень хорошо заметно при разговоре с этими людьми. На выставке был представлен весьма широкий тематический спектр работ: это куклы Японского театра, традиционные куклы народов мира, куклы-роботы, интерьерные, театральные и мультипликационные, а так же антикварные куклы из частных коллекций. Грустные и веселые, добрые и не очень, хитрые, гламурные, открытые и конечно же эротичные. Этот аспект исконно популярен в кукольном мире, наверное, по той же самой причине, что и в живописи и скульптуре. Особый интерес среди ценителей современной куклы представляют куклы шарнирные. Использование шарнирных суставов позволяет придать кукле максимальное сходство с человеком. На сегодняшний день, такие куклы являются своеобразным конструктором, позволяющим создавать самые различные образы, подбирая и меняя куклам лица, глаза, парики и конечно же наряды. Отдельная категория кукол — это персонажи различных произведений: книг, сказок, фильмов и даже комиксов. Самым благодатным в этом отношении произведением является конечно же «Алиса в стране чудес» с его феерическими героями. Как и на всех других крупных кукольных выставках, на «Искусстве кукол» можно было встретить большое количество дам, с полноразмерными куклами, изображающими младенцев. Отличить таких пупсов, соответственно одетых и уложенных в кроватки и коляски от настоящих младенцев практически невозможно. Надо признать, что со стороны, это вызывает несколько странное ощущение, хотя реалистичность картины в данном случае, стопроцентная.