Прости, Бродвей! На Дне мюзикла Призрак Оперы спел под лезгинку
Sobesednik.ru побывал на «Дне мюзикла» и узнал, кого из артистов жанра в этом году любят больше всего. Эта история началась восемь лет назад, когда двое талантливых и амбициозных людей, без памяти влюбленных в мюзикл, решили посвятить ему не только всю жизнь, но и один особенный день. Для Владимира Тартаковского и Алексея Болонина каждый новый проект – это родное, любимое детище, которое они бережно холят и старательно взращивают на театральных подмостках столицы. Сначала из-под их крыла вышли русскоязычные версии таких легендарных мюзиклов, как «Метро», «Notre Dame de Paris», «Ромео и Джульетта», а в 2008 году продюсеры наконец созрели до постановки оригинальных отечественных мюзиклов. Так зрители Московского театра оперетты увидели спектакли «Монте-Кристо» и «Граф Орлов», воплотившие в себе весь блеск и глубину мировой литературной классики. В этом году к ним присоединилась «Анна Каренина» – постановка, поражающая своим размахом и драматической силой. Каждый год в этих спектаклях задействованы десятки талантливых артистов: они пришли из разных школ, разных театров, у каждого из них своя неповторимая фактура, свой вокал и своя манера игры, но всех их объединяет одно – трепетная любовь к жанру мюзикла. Воодушевленные этим же чувством продюсеры очень скоро поняли, что мюзикл в России стал желанным гостем, а приятных гостей хочется собирать как можно чаще. Так в 2009 году в Москве впервые отметили «День мюзикла» – праздник, где собираются артисты, режиссеры, продюсеры и просто поклонники этого яркого, красочного жанра. Идея так понравилась всем собравшимся, что «День мюзикла» стали отмечать каждый год, и вскоре он превратился в одно из самых ожидаемых светских мероприятий столицы. В этом году праздник по традиции принял в своих стенах элитный ресторан Shakti Terrace. Его красиво убранные залы всегда притягивают взгляды, но 5 декабря их было не узнать: все кругом сверкало и искрилось так, будто Новый год решил не дожидаться 31 декабря и наступил прямо сейчас. С потолка свисали ослепительные гирлянды, новогодние украшения в виде больших карамельных тростей, напоминающие о скором Рождестве, и всюду царила радостная, оживленная суета. Звездные гости в этом году начали съезжаться на удивление рано, несмотря на обильный снегопад, из-за которого весь центр «встал» в бесконечных пробках. Едва успев скинуть куртку и поздороваться с другими журналистами, заблаговременно приехавшими, чтобы пройти аккредитацию, я увидела артиста Театра оперетты Александра Маркелова. «Как всегда, неотразим и очень молод для своих 67», – подумалось мне. «Александр Николаевич, как вы сегодня рано!» Народный артист скромно улыбнулся и прошел в главный зал, а вскоре за ним поспешила и пресса. Затворы камер оглушали, а яркие огни вспышек слепили меня весь вечер: среди звездных гостей «Дня мюзикла» были Валерий Сюткин, Екатерина Гусева, Ким Брейтбург, Валерий Яременко, Ирина Медведева, Аркадий Укупник, Алексей Франдетти, Валерия Ланская, Теона Дольникова, Наталия Быстрова, Иван Ожогин и многие другие. Традиционные значки с логотипами популярных мюзиклов оказали немалую помощь журналистам: у входа каждый гость прикреплял к своему костюму значки с названиями тех проектов, в которых он принимал участие. Вскоре сотни элегантных костюмов и изящных дамских платьев покрылись яркими кругляшками «послужного списка». Артисты с гордостью крепили значки на грудь, словно это были ордена и медали. Прохаживаясь по светлому залу, можно было безошибочно опознать бродяг из «Собора Парижской Богоматери», проследить за тем, не ссорятся ли нынче Монтекки и Капулетти, и подглядеть, как Призрак Оперы привычно взирает на сцену из отведенной ему ложи. Пожалуй, наиболее благосклонной к работникам СМИ в этот вечер, как и всегда, была Екатерина Гусева. Актриса охотно позировала фотографам и никому не отказывала в интервью. В ответ на мою просьбу ответить на пару вопросов Екатерина вежливо улыбнулась и кивнула, слегка взмахнув пышной копной темно-каштановых волос. «Давайте куда-нибудь отойдем, а то здесь очень шумно», – сама предложила актриса. Ее глаза радостно блестели, будто у маленькой девочки, которая впервые оказалась на шумном новогоднем карнавале, где ждут подарки, веселье и необыкновенные чудеса. Хотелось спросить о многом, ведь мюзиклы, в которых играла Екатерина, трудно пересчитать – так давно она в этом жанре. Но, конечно, больше всего в этот вечер всех (и в том числе саму Екатерину) волновала одна героиня – Каренина. Уже много спектаклей осталось за плечами, и каждый артист успел лучше прочувствовать своего персонажа, услышать в нем какие-то новые нотки, понять его эмоции. Однако и теперь, говоря об Анне, Гусева выглядит немного взволнованной, в ее голосе ощущается некий трепет перед этой большой и такой важной ролью: – Еще очень мало времени прошло для каких-то изменений, – считает Екатерина. – Скорее я более свободна стала, более уверенна в том, что я делаю. Я полетела! Я отпустила себя. Подготовка к «полетам» была настолько изматывающая, и наконец-то 8 октября был произведен «старт». Я получаю огромное удовольствие, и это действительно находит отклик у зрителя. Я и раньше подозревала, что билеты на «Каренину» нынче трудно раздобыть, но слова Гусевой потрясли меня: – До Нового года билетов в принципе нет. У меня мама смотрела спектакль на балконе второго яруса. Мой супруг видел прогон, на спектакле со зрителями он еще не был, – сказала актриса и улыбнулась тому, как округлились мои глаза. Вот вам и «проходки» для важных персон! Сын Екатерины, впрочем, успел попасть на спектакль. Впечатления, судя по словам его мамы, были очень яркими: – Ему очень понравилось, – произнесла актриса, и ее улыбка засветилась еще ярче. – Я вообще не ожидала, потому что он в меньшей степени интересуется моим творчеством. Мне кажется, мои домашние уже от него устали. Но я была так тронута его отзывом, он так проникся... Как раз в 11 классе они сейчас в школьной программе проходят роман Толстого. Он это принял, и это прекрасно. Однако зацикливаться лишь на «Карениной» было бы просто нечестно, ведь в послужном списке Гусевой такое количество замечательных мюзиклов! На вопрос о том, какой ролью она дорожит больше остальных, Екатерина ответила не мешкая: – Наверно, это первая роль, это старт – мюзикл «Норд-Ост». С ним связано много разных воспоминаний. Эта моя Катя мне, конечно, очень дорога, – ностальгически заметила актриса. Не забыла она и о другой своей тезке, более властной и царственной: – Катерину очень люблю, которая моя тезка – Вторая, Великая, я имею в виду «Графа Орлова». В этой роли мне пришлось забыть о себе. Это касается и тембра голоса, и вообще всего. Пришлось взрастить в себе нечто, что было в таком зачаточном состоянии. Вспомнила Екатерина и о самом легендарном долгожителе среди мюзиклов, который, несмотря на все связанные с ним скандалы, провел на театральных подмостках Москвы уже больше четверти века: – Конечно, я не могу не вспомнить о мюзикле «Иисус Христос – суперзвезда», который долгожитель. Он идет на сцене Театра имени Моссовета уже более 25 лет! Я когда-то еще в 11 классе посмотрела его, и, конечно, была просто поражена: мотоциклы на сцене! Я даже представить себе не могла, что буду актрисой и буду играть Марию Магдалину в этом спектакле, – с восторгом произнесла Гусева. В какой-то момент нашей беседы мимо прошел Сергей Ли и попытался увлечь за собой мою собеседницу, но на этот раз «Анна» не поддалась «Вронскому»: «Погоди, у нас интервью!». Напоследок я осведомилась у Екатерины, в каких проектах она сейчас занята, помимо мюзиклов: – Сейчас вышли две премьеры: это «Черная кошка» и «Тонкий лед» – тоже серьезные, большие и интересные работы, – серьезно заметила актриса. – У меня появился новый партнер – Костя Лавроненко, с которым я раньше не снималась, впервые встретилась с ним на съемочной площадке «Черной кошки». И Антон Сиверс, замечательный режиссер, с которым был проект «Вербное воскресенье» – сейчас тоже увиделись с ним. Ну и, конечно, «Тонкий лед»... Так много было сердца отдано, сил, такая сложная тема, как в «Анне Карениной» – замужняя женщина, которая полюбила. Мы вновь встретились с моим замечательным партнером Алексеем Гуськовым, и с Егорым Бероевым играем уже в четвертой картине. Как человек, знающий, что представляет собой актерская среда и как трудно одновременно совмещать несколько разных проектов, при этом находя время на общение с прессой и съемки на телевидении, я чуть было не выразила Екатерине свое сочувствие. Но вовремя осеклась: все-таки передо мной стоял профессионал своего дела. – Я пытаюсь объединить эти три единства, которые во мне существуют: это театр, музыка и кино. Я не могу сделать выбор! Я стараюсь как-то в этом найти баланс, – сказала Гусева, и было видно, что скромность ее совершенно излишняя – она уже давно сумела найти в себе гармонию и силы отдаваться без остатка каждому проекту, каждому виду творчества. Расставаться с Екатериной ужасно не хотелось, но я видела, как другие журналисты сверлят мой затылок недовольными взглядами: так задержала всеобщую любимицу! Сделав несколько шагов в сторону, я почти столкнулась с еще одним замечательным артистом – Игорем Балалаевым. «А вот и Каренин!» – мелькнула забавная мысль, и я рискнула подойти. Балалаев всегда отличался удивительным сочетанием сдержанности и радушия, что заставляло «соблюдать приличия» (о, воистину не просто так вложили в уста Каренина этот текст!), но при этом раскрепощало и делало беседу обоюдоприятной. Однако и спустя годы не могу обращаться к нему иначе, как Игорь Владимирович. Хотелось снова заговорить о «Карениной», но тут я вспомнила, что буквально вчера, то есть 4 декабря, в Санкт-Петербурге играли «Монте-Кристо», который приехал на несколько дней с гастролями. Счастливые петербуржцы восторженно рукоплескали мюзиклу, с которым так жаль было расставаться Москве. – Питер хорошо нас принимал, – задумчиво произнес Балалаев. – Для нас это был, конечно, такой волнующий выезд, потому что все равно мы его некоторое время не играли, и декорация выездная – это тоже немножко сложно, приходилось как-то по-новому действовать в этих обстоятельствах. Но, в принципе, мы с этим проектом уже сроднились, больших проблем [выступление] не доставило, просто волнение было. В целом зрители хорошо принимали. Но, как выяснилось, у самого актера не осталось времени ностальгировать ни по юному Эдмону, ни по мстительному Монте-Кристо: – Сейчас уже выработалась «мышечная» привычка, расставаться легко. Потом уже тебя настигают воспоминания, но нет смысла горевать по ушедшему проекту. Если возникает такое сладкое ощущение, что хотелось бы еще – значит, хорошо, а если нет – ну и бог с ним! До «Монте-Кристо» я играл в «Кошках» старого, ветхого кота с трясущимися лапами, который умирает в процессе. В этом смысле у меня есть привычка менять маски. Хотя, конечно, молодые роли омолаживают – это проверено! – с улыбкой сказал Балалаев. Нас прервал громкий голос ведущего: на сцену вышел Сергей Ли и объявил о начале праздника. Все подтянулись ближе к центру зала, чтобы разглядеть происходящее на большом экране позади сцены. А там перед зрителями пронеслась целая история мюзикла в России: организаторы праздника смонтировали в один ролик отрывки из самых популярных постановок. Под аккомпанемент известных всем мелодий мелькали кадры из мюзиклов «Notre Dame de Paris», «Метро», «Ромео и Джульетта», «12 стульев», «Mamma Mia!», «Русалочка», «Красавица и Чудовище», «Призрак Оперы», «Поющие под дождем», «Монте-Кристо», «Граф Орлов», «Бал Вампиров» и других полюбившихся публике спектаклей. Ни одна ария не осталась без поддержки зала: заслышав родные мелодии, артисты начинали активно подпевать и танцевать. Самой популярной, как всегда, оказалась незабвенная композиция «Короли Ночной Вероны». Великолепное трио Александрин-Ли-Постоленко было тут как тут, и все взоры тут же обратились на Ромео, Меркуцио и Бенволио, которым привязчивый мотив за столько лет явно не надоел. Что уж говорить о пресловутой «Belle», которая могла набить оскомину где угодно, но только не здесь. Здесь к каждой арии относились с особым трепетом и нежностью. Однако это не помешало артистам вдоволь посмеяться над собственными образами. «Прости, Бродвей!» – так называлась концертная часть программы праздника в этом году. И очень скоро всем стало ясно, почему. «День мюзикла» уже который год славится своими актерскими капустниками, которые, как правило, получаются совершенно спонтанными. У артистов почти нет времени на подготовку, и в итоге уморительные импровизации они выдают практически на лету. Когда ведущий вечера Сергей Ли пригласил за кулисы Екатерину Гусеву, Наталию Быстрову, Ивана Ожогина, Елену Бахтиярову, Анну Гученкову и нескольких других артистов, по их лицам все сразу поняли, что они этого не ожидали. Но верить в это стало труднее, когда через некоторое время актеры вернулись на сцену, полностью преобразившись. Идея капустника была проста: на адрес организаторов «Дня мюзикла» якобы пришли письма из разных уголков России и соседних республик, в которых представители самых различных профессий и национальностей просили артистов исполнить их любимые арии. Но подвох был в том, что, скажем, первое письмо пришло не откуда-нибудь, а из Махачкалы… Когда нежная Кристин Даэ в исполнении Бахтияровой появилась на сцене в легком черном платье в пол и стала петь знаменитую «The Phantom of the Opera» под аккомпанемент в стиле лезгинки, это еще можно было воспринимать адекватно. Но когда рядом с ней возник одетый в черкеску и папаху Ожогин, зал взорвался смехом и аплодисментами. Бродвей бы, пожалуй, такого не простил, но номер вышел оригинальным и красивым. Между тем письма поклонников становились все изощреннее. «По просьбам трудящихся» на сцену вышла Лика Рулла, одетая в кепку и спортивный костюм. Ручаюсь, что арию «All That Jazz» из мюзикла «Chicago» в таком виде еще никто не исполнял. Устроив на сцене Shakti Terrace импровизированную «Грушинку», артисты разошлись не на шутку. Исполнившая арию «Русалочки» Наталия Быстрова покорила всех новыми гранями актерского таланта. Оказывается, актриса могла бы отлично справиться с ролью растамана. Тот факт, что торчавшие из-под растаманской шапочки «дреды» были сделаны из обрезков полиэтиленового пакета, добавлял образу шарма. Зрители задыхались от смеха, но артисты не щадили публику: «Мистер Икс» в образе цыгана («Мне бы туда, где море коней…»), «Короли Ночной Вероны» под задорный мексиканский аккомпанемент, ария из «Красавицы и Чудовища» в исполнении ансамбля русской народной песни под руководством Анны Гученковой и, наконец, душераздирающая «Память» из мюзикла «Кошки» в стиле диско – все это заставляло наши рты не закрываться до самого последнего аккорда. Порой кто-то забывал слова или в танце натыкался на партнера, но, кажется, концерт по заявкам удался на славу. Наконец концертная часть вечера подошла к концу, и началась долгожданная церемония награждения. Ни один «День мюзикла» не обходится без вручения собственной премии – «Любимый артист артистов» и «Любимая артистка артистов». Лучших актера и актрису выбирают коллеги: в течение всего мероприятия у каждого из них есть возможность проголосовать за любимого партнера по сцене. На протяжении предыдущих семи лет звание любимой артистки чаще всего доставалось Теоне Дольниковой, и лишь несколько раз она уступила Анне Гученковой и Валерии Ланской. А вот с любимым артистом все было еще проще: Игорь Балалаев ни разу не уступил свой приз никому из коллег. Подсчет голосов не занял много времени, и вот под торжественную музыку ведущие объявили долгожданные имена лауреатов. Любимой артисткой артистов в этом году была признана Екатерина Гусева. Радость от первой победы в этой номинации для актрисы усилил и главный приз – iPhone 7 от компании Apple. Казалось, Екатерина некоторое время не могла поверить в происходящее: во время благодарственной речи голос ее слегка дрожал. Тем временем любимого артиста пришлось некоторое время разыскивать по всему ресторану. Судя по всему, Игорь Балалаев никак не ожидал, что и в восьмой раз премия вновь достанется ему. Однако так и случилось! Поднявшись на сцену, актер только мог развести руками: «Я не знаю, как это получается!» – Мы видимся редко, но видимся мы всегда в счастливые моменты – когда мы заняты, когда мы востребованы, когда мы номинируемся. У нас есть возможность друг другу сказать: «Ты мне так нравишься, вот я за тебя голосовал!» Это такая форма признания в любви. Пусть у нас будет эта возможность! – со смущенной улыбкой пожелал лауреат всем собравшимся и, как счастливая невеста, бросил подаренный букет в толпу. Так, слишком быстро и незаметно, этот волшебный вечер подошел к концу. Завершила его уже ставшая доброй традицией комическая вариация арии Фролло «Ты гибель моя» из «Notre Dame de Paris», исполненная Александром Постоленко. Эта шансон-версия как нельзя лучше подходит для массовых танцев в разгаре празднества, чем напоследок и занялись все присутствующие. Приятно сознавать, что в следующем году на столике у входа в этот зал появится новая партия цветных значков, и на них будут написаны уже совсем новые названия. Какие? Мы скоро узнаем.