7 лучших выставок декабря: Пиросмани, Пинакотека Ватикана и русский реализм
«Рассказы» к пятилетию ИРРИ Институт Русского Реалистического Искусства, 1 декабря 2016 — 21 мая 2017 Первой выставкой обновленного Института Русского Реалистического Искусства стал проект «Рассказы» в любопытном жанре «за кулисами музея». Проект рассказывает историю происхождения, приобретения и реставрации знаковых работ Александра Дейнеки, Игоря Грабаря, Юрия Пименова, Гелия Коржева и других художников из собрания. Рекомендуем посещением временной экспозиции не ограничиваться, и осмотреть постоянные залы музея, который расположился в одном из старинных корпусов бывшей Московской ситценабивной фабрики. Коллекция ИРРИ, собранная под руководством его основателя Алексея Ананьева, дает полное представление о русской живописи двадцатого века: увидеть эти работы Коровина, Коржева, Жилинского, Файбисовича и Дейнеки вы просто обязаны. Вид экспозиции «Рассказы» Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо 25 ноября 2016 — 19 февраля 2017 Очередная московская выставка-блокбастер, билеты на которую мы покупаем в интернете за месяц. Неудивительно, ведь это первые масштабные гастроли Ватиканского музея в мире: намоленные итальянские стены покинули 42 работы кисти Джованни Беллини, Мелоццо да Форли, Перуджино, Рафаэля, Караваджо, Гвидо Рени, Гверчино, Никола Пуссена и других мастеров. Словом, лучшие образцы религиозной живописи от XII века, когда христианство еще было едино, до семнадцатого столетия, эпохи барокко и абсолютного торжества папского Рима. Ответным шагом Третьяковской галереи станет не менее щедрый жест: в 2017 в Италию отправится ряд работ на евангельские сюжеты из собрания Третьяковки. У нетерпеливых поклонников Ватикана, итальянской живописи или сериала «Молодой папа» шанс попасть на экспозицию в порядке живой очереди тоже есть: в кассах продают по десять билетов каждые полчаса. Мастерская Гвидо Рени. Фортуна с кошельком. Ок. 1636-1637. Грузинский авангард: 1900-1930-е. Пиросмани, Гудиашвили, Какабадзе и другие художники. Отдел личных коллекций ГМИИ имени А.С.Пушкина (Волхонка, 10), 8 декабря 2016 – 12 марта 2017 Колоритные мужчины в бурках, щедрые застолья с вином, наивный анимализм, военные сцены и сказочные мотивы: новая выставка в Отделе личных коллекций ГМИИ посвящена грузинскому авангарду первой трети ХХ века, периода, когда Тифлис стал центром интеллектуального и культурного притяжения, «маленьким Парижем». Работы Нико Пиросмани, Давида Какабадзе, Ладо Гудиашвили, Кирилла Зданевича и других грузинских звезд приехали в ГМИИ из частных собраний Тамаза и Иветты Манашеровых, Шалвы Бреуса, Анатолия Беккермана, Валентина Шустера и других российских коллекционеров. Нико Пиросманашвили (Пиросмани). Портрет железнодорожника (Миша Метехели). Работа из собрания Игоря Сановича. Непарадный портрет. Искусство ХХ века. ВДНХ, Павильон №59 «Зерно», 2 декабря 2016 — 5 марта 2017 Портрет без границ: так можно охарактеризовать историю жанра в России двадцатого века. Новаторский дух новых поколений художников приводил к созданию незаконченных, малоизвестных, интимных работ, не предназначенных для выставок. Экспозиция поделена на три раздела: «Импрессионизм» с работами Зинаиды Серебряковой, Льва Бакста, Константина Сомова; «Кубизм», представленный школой Казимира Малевича, Владимира Татлина, Роберта Фалька, и «Нонконформизм» «несоветских советских» шестидесятников Виктора Пивоварова и Дмитрия Пригова. В общей сложности представлено более ста работ в разных жанрах, а контраст между трогательным рисунком Михаила Врубеля и агрессивным видеороликом Дмитрия Пригова в рамках одной выставки определенно стоит поездки на ВДНХ. Вид экспозиции «Непарадный портрет» «Элегантный век. Выставка Елены Киселевой» Музей русского импрессионизма, 17 декабря 2016 — 12 марта 2017 Одной из своих функций Музей русского импрессионизма считает популяризирование малоизвестных имен, и первая в России выставка загадочной художницы Серебряного века Елены Киселевой (1878–1974) — тому подтверждение. Выпускница санкт-петербургской мастерской Ильи Репина при Академии художеств и парижской Академии Эжена Каррьера, Киселева больше всего любила работать в жанре женского портрета. «Живопись Елены Киселевой столь хороша, что её малая известность сложно объяснима», – комментирует директор Музея Юлия Петрова. Исправить ситуацию можно, посетив выставку пятидесяти полотен художницы, которая отказалась от живописи в 1944 году, после смерти единственного сына. Елена Киселева. Портрет Л.М. Гофман (супруга И.И. Бродского). 1915. Магический реализм Александра Бурганова ММОМА (Гоголевский, 10), 29 ноября 2016 — 22 января 2017 Помните памятник «А.Пушкин и Натали», золотистый фонтан «Принцесса Турандот» на Старом Арбате, известный памятник Е.Ф. Гнесиной с крылатым роялем? Автор этих и других культовых монументов — Александр Бурганов (род. 1956) — один из самых интересных и загадочных ныне живущих скульпторов. Этой зимой фантазийные работы Бурганова можно увидеть не только на улицах Москвы и в мастерской художника, которой присвоен статус государственного музея "Дом Бурганова», но и на выставке в ММОМА: огромные ладони, сюрреалистичные бюсты, символические изображения человеческой души в виде клетки оккупировали здание музея на Гоголевском бульваре до конца января. Александр Бурганов. Фантастический портрет. «Хрупкие вещи» Евгения Антуфьева Pechersky Gallery, 25 октября — 30 декабря Сто десять лет назад, в 1906 году, Владимир Набоков поймал свою первую бабочку. И это стало ключевым событием всей его жизни. Он был страстным лепидоптерофилом (собирателем бабочек), а с 1941 по 1948 даже работал в Музее сравнительной зоологии в Гарварде, где реорганизовал коллекцию бабочек и напечатал несколько научных статей. Последние годы жизни Набоков проживал с супругой в номере отеле «Монтрё-Палас» в Швейцарии, где много лугов и бабочек. Сейчас этот номер сдается: за 732 франка можно провести ночь на кровати писателя и выпить кофе на балконе, вид с которого он наблюдал на протяжение шестнадцати лет. Так и поступил тридцатилетний русский художник Евгений Антуфьев: результатом стала персональная выставка «Хрупкие вещи», которая является частью проекта Антуфьева для европейской биеналле «Манифеста — 11» и переосмысляет увлечение культового писателя. Вид экспозиции «Хрупкие вещи» Также в декабре открыты «Абстракция и образ» Герхарда Рихтера в Еврейском музее, «Искусство жить» в ГМИИ имени А.С.Пушкина, «Созвездие Апшерона» в Третьяковской галерееи другие выставки, о которых мы писали в ноябре.