Истории
Люди
Вещи
Безумный мир
Места
Тесты
Фото

Культурный подвиг. Музейщики восстановили известную усадьбу из руин

21 декабря главный дом музея-усадьбы «Остафьево» открыли для экскурсий. Продолжавшаяся 20 лет реставрация завершилась. Одной из первых по карамзинским местам прошла корреспондент «ВМ».В Овальном зале главного дома музея-усадьбы «Остафьево», где читал свои стихи Александр Пушкин и звучал голос , 21 декабря собрались все сотрудники музея — от главных реставраторов и смотрителей до рабочих.
Культурный подвиг. Музейщики восстановили известную усадьбу из руин
Фото: Вечерняя МоскваВечерняя Москва
— Мы создали единственный в России полноценный музей историка . Мы вернули России Остафьево. Этот культурный подвиг совершили вы, — обратился к ним директор музея Анатолий Коршиков.
Невозможное возможно
И это не просто патетика, ведь на реставрацию усадьбы ушло почти 20 лет! Дворянская усадьба в стиле строгого классицизма, построенная в начале XIX века князем Андреем Вяземским, где бывал весь цвет русской культуры, включая Пушкина, Жуковского, Гоголя, была практически полностью утрачена.
В 30-е и 50-е годы XX века главный дом был приспособлен под дом отдыха, его планировка была искажена, декор утрачен. Поэтому когда в начале 90-х музейщики во главе с Коршиковым взялись за восстановление усадьбы, их коллеги в один голос говорили: реанимировать ее невозможно.
И вот под занавес юбилейного года — 250-летия со дня рождения Николая Карамзина — главный дом наконец открывается для посетителей. Ведь именно в Остафьеве, где историк прожил 12 лет, он написал 8 томов главного труда своей жизни — «Истории государства Российского».
Фактически музейщики завершили то, что задумали двести лет назад Вяземские, которые после отъезда из усадьбы Карамзина в 1816 году начали беспокоиться о том, чтобы имя историка навсегда осталось в этих стенах.
— Дворец был очень сильно разрушен, из засыпанных подвалов мы вывезли 800 «КамАЗов» земли. Надо было не просто отреставрировать усадьбу, а понять, каким был дом, — объяснил Коршиков.
Несмотря на перебои с финансированием, музейщикам удалось запрыгнуть в последний вагон и открыть экспозицию «Карамзин. Жизнь и труды». Она занимает 11 залов в западной анфиладе второго этажа — именно те помещения, где жила семья Карамзина.
Каждый зал — это отдельная глава жизни и творчества историка: роман «Письма русского путешественника», поездка за границу, Отечественная война 1812 года. Отдельный зал без окон, с черными стенами с кровавыми отблесками посвящен страшному времени правления .
Соответствует времени
В интерьерах нет предметов, к которым прикасался сам Карамзин, но все убранство комнат соответствует обстановке русских дворянских усадеб начала XIX века, плюс богатая коллекция прижизненных изданий Карамзина. В исторические реалии вписаны современные атрибуты, без которых сейчас не обходятся музеи — интерактивные табло с информациями и фотографиями, видеопанели с роликами. В самое дальнее помещение можно только заглянуть, но нельзя войти.
— Это сакральное место — кабинет историка. Здесь Карамзин писал свой труд, — Анатолий Коршиков невольно понижает голос.
Кабинет этот в точности соответствует описанию историка Погодина, который приезжал сюда в 1844 году: голые оштукатуренные стены, покрашенные белой краской, широкий сосновый стол у окна, несколько козел с разложенными книгами и рукописями. Карамзин, как отшельник, закрывшись в келье, в аскетичном убранстве своего кабинета всего себя посвятил написанию «Истории государства Российского». Сейчас в кабинете светло — люстра горит.
А тогда только свеча освещала рукописи, которые Карамзину привозили из Ватикана, Франции, Германии, монастырей и хранилищ, из которых он по крупицам собирал книгу об истории России. Единственный подлинный предмет в кабинете — конторка начала XIX века русской крепостной работы из волнистой березы, декорированная зачерненным деревом.
Она была передана в музей потомком Василием Павловичем Шереметевым в 1962 году. Больше ничего подлинного нет, ведь в 1930-е годы музей, созданный здесь последним владельцем усадьбы Сергеем Дмитриевичем Шереметевым, был разрушен, а все музейные предметы разошлись по разным музеям страны или были сожжены.
Будуары, изразцы и лепнина
Помимо экспозиции, посвященной Карамзину, в этот день для посетителей открыли первый этаж главного дома, где воссозданы интерьеры первой трети XIX века, какими они были при Вяземских: анфилада дворцовых помещений, залы для приема гостей, спальни, будуары Веры Федоровны Вяземской, роскошный овальный зал.
— Изразцовые печи восстановили, открыли окна и дверные проемы, которые были заложены в советское время. В ходе реставрации музея-усадьбы «Остафьево» нашли фрагменты лепнины и росписи. Еще не завершены работы по живописи в связи с недостаточным финансированием, но у нас есть проект, который прошел историко-культурную экспертизу, — рассказала «ВМ» замдиректора по реставрации и строительству Светлана Рябина.
Однако музейщики обещают, что дом еще будет наполняться музейными предметами и сокровищами бывших владельцев.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Леонид Кондрашев, главный археолог Москвы:
— В советские годы усадьба «Остафьево» несколько раз перестраивалась и практически потеряла свой исторический облик. Поэтому здесь нужно было не только провести капремонт, но и выполнить высококвалифицированную реставрацию. Сейчас идет приемка очередного этапа сложных работ.
В год 250-летия Николая Карамзина восстановлены комнаты и кабинеты, где в свое время жил и работал историк. Что касается остальных залов, то в них проведены общие противоаварийные работы. Теперь реставраторам предстоит восстановить росписи, которые там были.
СПРАВКА
К восстановлению памятников культурного наследия столицы активно привлекаются добровольцы. У истоков этого движения стоял первый в истории Москвы главный археолог города . Именно при нем был создан Клуб юных археологов, которые участвовали в организованных им раскопках.
Сегодня раскопки в столице проходят под эгидой специализированных археологических организаций. Мосгорнаследие, со своей стороны, осуществляет контроль и приглашает к сотрудничеству студентов. Так, ребята из Технологического колледжа 2 помогли восстановить оконные решетки, что были найдены на Мясницкой улице. А студенты Реставрационного колледжа 26 восстановили немецкое надгробие XVII века.
КСТАТИ
Также вчера Департамент культурного наследия Москвы презентовал книги, изданные при участии ведомства. Среди них, например, уникальное справочное издание «Памятники монументального искусства Москвы». В книге описано более 900 значимых скульптур города. Не менее увлекательно издание «Почетные реставраторы города Москвы 2015–2016». Это книга о людях и памятниках культуры, которые они помогли сохранить.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Наследние князя Сергея Гагарина
Особняк Гагариных, который сейчас входит в состав парламентского комплекса, был построен в 1776 году. Земли у Петровских Ворот Белого города императрица Екатерина II пожаловала князю Сергею Гагарину. Здесь и было решено возвести особняк (далее...)
Самые популярные достопримечательности Москвы: Новодевичий монастырь, Парк Горького и планетарий
Участники проекта «Активный гражданин» проголосовали за достопримечательности, которые нужно включить в экскурсионные маршруты Московского туристического портала и автобусов City Sightseeing. Всего своё мнение высказали 249 722 человека (далее...)