Ещё

Биография Мориса Бежара 

Известный французский хореограф (Maurice Béjart), настоящее имя Морис Берже (Maurice Berger) родился 1 января 1927 года в Марселе в семье философа Гастона Берже.
В возрасте 14 лет по совету врача начал заниматься балетом.
Профессиональное хореографическое образование получил в частных балетных студиях Парижа, где его педагогами были , Лео Стаатс, мадам Рузанн (Рузанна Саркисян), затем занимался с Верой Волковой в Лондоне.
В 1946 году Бежар получил Диплом бакалавра философии в Университете Экс-ан-Прованса.
В 1946 году как артист балета дебютировал в Виши (Франция). Выступал с небольшими балетными труппами — Ролана Пети, Жанин Шарра, Балетом Кулберг (Швеция).
В 1950 году он осуществил свою первую постановку для Королевского Шведского балета (Стокгольм) — балет «Жар-птица» .
В 1953 году Морис Бежар совместно с Жаном Лораном организовал собственную труппу «Романтические балеты». В 1954 году она стала называться Балет «Звезды», под этим названием просуществовала до 1957 года.
В ранних опусах Бежара проявился его фирменный почерк — балетмейстер не использует традиционной балетной одежды, исповедует минимализм в сценографии, обращается к актуальным темам и современной музыке.
В 1950-х годах Бежар ставил балеты и одновременно выступал в них в главных ролях. Его труппа поставила такие балеты, как «Сон в летнюю ночь» на музыку , «Укрощение строптивой» на музыку , «Красавица в боа» на музыку Джакомо Россини, «Путешествие к сердцу ребенка» и «Таинство» Пьера Анри, «Танит, или Сумерки богов», «Прометей» Ована.
Известность Бежару принесли постановки балетов «Симфония для одинокого человека» Пьера Анри и Пьера Шеффера (1955) и «Высокое напряжение» Мариуса Констана и Пьера Анри (1956).
Французский танцовщик и балетмейстер, театральный и оперный режиссёр Морис Бежар
В 1957-1960 годах Бежар работал со своей новой труппой «Балетный театр Парижа», для которой поставил балеты «Чужой» на музыку Эйтора Вила Лобоса, «Пульчинелла» Стравинского (оба — 1957), «Орфей» Анри (1958), «Темы и вариации» на джазовую музыку (1959) и др.
В 1959 году он создал один из самых знаменитых своих балетов, ставших классикой XX столетия, — «Весну священную». Спектакль был поставлен на сцене Королевского театра де Ла Монне (Брюссель), в нем участвовали артисты трех балетных компаний — самого Бежара, Милорада Мисковича и театра де Ла Монне.
После триумфального успеха этой постановки Бежару было предложено работать в театре де Ла Монне, в котором в 1960 году была создана всемирно известная труппа с интернациональным составом «Балет ХХ века». Она много гастролировала и была желанным гостем крупнейших театров и фестивалей мира.
Среди самых известных балетов, созданных Морисом Бежаром для «Балета ХХ века» — «Болеро» , в котором сольную партию танцует и женщина (1961), и мужчина (1977), и кордебалет. Также эта постановка может быть целиком мужской, или женской. В сольной партии Мелодии с особым успехом выступал известный танцовщик  — звезда «Балета XX века». В 1977 году в Брюсселе в партии Мелодии дебютировала , которая затем повторила это выступление в Москве на своем творческом вечере в Большом театре (1978), в программу которого вошел также созданный Бежаром специально для нее балет «Айседора» на сборную музыку (премьера состоялась в 1976 году в Монте-Карло).
Майя Плисецкая в сцене из балета Мориса Бежара «Куродзука»right
В 1978 году «Балет ХХ века» с успехом гастролировал в Москве. Также в гастролях приняли участие ведущие артисты балетной труппы Большого театра Майя Плисецкая ("Айседора"), ("Ромео и Юлия" на музыку Гектора Берлиоза, партнер Хорхе Донн), , который исполнил заглавную партию в балете «Петрушка», сочиненную Бежаром для него в 1977 году. В 1987 году такие же гастроли труппы прошли в Ленинграде (Санкт-Петербург) в сотрудничестве с Театром оперы и балета имени Кирова (ныне Мариинский) и Вильнюсе (Литва).
Для Плисецкой Бежар поставил также дуэт «Лебедь и Леда» на музыку и японскую народную музыку (1978), балет «Куразука» Патрика Мимрана, Тоширо Майузуми и Юга Ле Барса (1995), хореографический номер «Аве, Майя!» на музыку Иоганна Себастьяна Баха — (2000). Екатерина Максимова и Владимир Васильев неоднократно танцевали дуэт из балета «Ромео и Юлия».
Для «Балета ХХ века» осуществил постановки: «Девятая симфония» на музыку (1964), «Веберн — Опус V» (1966), «Бхакти» на индийскую народную музыку (1968), «Песни странствующего подмастерья» (1971), «Нижинский, клоун Божий» на музыку и Пьера Анри (1972), «Наш Фауст» на музыку Баха (1975), «Дионис» на музыку и Микиса Теодоракиса (1984), «Мальро, или Метаморфозы Богов» на музыку Бетховена и Ле Барса (1986), «Кабуки» на музыку Тосиро Маюдзуми (1986) и многие другие.
В 1987 году Бежар вместе с ведущими танцовщиками переехал в Лозанну (Швейцария), где в том же году организовал новую труппу — Лозаннский балет Бежара (Béjart Ballet Lausanne), для которой поставил балеты «Воспоминания о Ленинграде» на музыку Чайковского и группы The Residents (1987), «Много раз пытаясь уйти, я остался» на музыку Малера (1988), «Кольцо вокруг кольца» на музыку Вагнера и Купера (1990), «Мистер Ч.» на музыку (1992), «Метаморфозы» ("Мутация Х") на музыку , , Ле Барса (1998), «Щелкунчик» на музыку Чайковского и Муте (1998), «Брель и Барбара» на музыку Баха и многие другие.
Прогон балета «Весна священная» в хореографии Мориса Бежара
В 1970 году в Брюсселе он создал школу «Мудра», в 1977 году — ее филиал в Дакаре (Сенегал), в 1992 году — школу-ателье «Рудра» в Лозанне.
В 2002 году организовал для молодых танцовщиков школы «Рудра» труппу «Компания М.», для которой поставил балет «Мать Тереза и дети мира» с участием известной в прошлом балерины Марсии Хайде.
В 2003 году, через десять лет после смерти знаменитого итальянского режиссера Федерико Феллини, хореограф посвятил ему балет «Чао, Федерико». Последующими творениями великого маэстро и его труппы стали «Любовь и танец» (2005), «Заратустра», «Cпасибо, Джанни, с любовью», памяти прославленного кутюрье , «Вокруг света за 80 минут» (2007).
Работая над своей последней постановкой «Вокруг света за 80 минут», Бежар использовал идею о всемирном путешествии и дополнил ее маршрутом своих последних гастролей с труппой.
Всего Морис Бежар создал и поставил более 100 балетов.
Бежар также поставил оперы «Сказки Гофмана» (1961) , «Травиата» (1973) , «Дон Жуан» (1980) , «Саломея» (1983) и др.
Артисты балетной труппы хореографа Мориса Бежара. АрхивАртисты балетной труппы Мориса Бежара
Снял ряд фильмов как режиссер.
Он является автором нескольких книг, в том числе романа Mathilde ou le temps perdu (1963). В России вышли его мемуары «Мгновение в жизни другого» (1989), «Мгновение в жизни другого. Чьей жизни?» (1998).
В феврале 2007 года он создал собственный фонд — Фонд Мариса Бежара, который помимо финансирования различных проектов в области балета и танца управляет интеллектуальной собственностью Бежара.
16 ноября 2007 года Бежар был доставлен в одну из больниц Швейцарии, где ему предстояло пройти курс лечения из-за проблем с сердцем и почками.
22 ноября 2007 года Морис Бежар скончался в Лозанне в Швейцарии.
Бежар был удостоен различных наград. В 1986 году он был награжден японским орденом Восходящего солнца, в 1993 году получил Императорскую премию Японской артистической ассоциации. В 2003 году хореограф был удостоен степени командора французского ордена «За заслуги в области искусства и литературы».
В 1994 году был избран членом Академии изящных искусств Франции.
В 2003 году Бежару была присуждена международная премия «Балетный Бенуа» в почетной номинации «Жизнь в искусстве».
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Видео дня. Почему на старых фото люди не улыбались
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео