Александр Олешко: "Да пропади пропадом этот Гамлет"
Тем более, что многие театры в этот вечер ставят своих "Щелкунчиков". То есть не великий балет Чайковского, а названия, которые гарантируют под Новый год аншлаг. И меня бесконечно радует, что теперь многие все больше салатному угару или магазинной душегубке предпочитают искусство. 31 декабря я заглянула в Вахтанговский, где 12 лет подряд неизменно дают "Мадмуазель Нитуш" - музыкальный спектакль по французской оперетке. Только раз в году "Нитуш" начинается в непривычное для театралов время - в 17:00. Начинают рано по понятным причинам - спектакль идёт почти четыре часа (с двумя антрактами), и надо, чтобы люди все-таки поспели к праздничному столу и речи президента под шампанское. Сразу у за кулисы. На женской половине пробегают милые барышни в строгих платьях ( ещё бы , дело то в "Нитуш" происходит в монастырском пансионе), а на мужской половине расхаживают бравые гусары - стать, огонь в глазах. Эх, где мои семнадцать лет! Здесь, в одной из гримёрок нахожу Сашу Олешко. На нем пиджак цвета незрелого лимона в тонкую полоску. А на спине у него - ого - след от здорового мужского ботинка: не взашей человека вытолкали, а грубо выперли. Гримируется сам перед зеркалом. Надо сказать, что Саша - первый исполнитель роли монастырского хормейстера - скромняги Селестена (он же Флоридор), который только в стенах пансиона скромен и благочестив. Но стоит только выйти за ворота и - прощай монастырь, здравствуй оперетта! Селестен сочиняет веселые куплеты и оперетки. Воспитанница пансиона Дениза, мечтающая о театре, узнает о двойной жизни Селестена. Интрига закручивается сумасшедшая, но на то это и легкомысленная оперетта, чтобы все хорошо кончилось. - Мы с Машей Ароновой в 2005-м году за "Нитуш" получили премию "Чайка", - говорит мне, глядя в зеркало Олешко. - Я - за лучшую комедийную мужскую роль, она - за лучшую женскую, тоже комедийную. Номинации назывались "Улыбка "м" и "улыбка "ж". Но самая главная для нас премия та, что спектакль жив, ему - 12 лет, на него просто так не купишь билет. Зрители говорят, что для них - это таблетка радости, а нам спектакль позволяет себя чувствовать молодыми, задорными, счастливыми, петь с большим оркестром. Столько артистов прошло через спектакль, только мы с Машей здесь два ветерана. А две недели назад мы сыграли 300-ый спектакль и режиссёр наш, Владимир Владимирович Иванов, устроил сюрприз для зрителей - он в этот день соединил на сцене все составы. Это оказалось невероятно и красиво. И вот с 31-го декабря пошла 400-я сотня, Так можно сказать? - Сегодня все можно. Саш, а как ты думаешь, почему в 21-м веке эта самая "Нитуш" пользуется таким ошеломляющим успехом? Наивная, местами глуповатая. Ведь люди сегодня говорят на другом языке, мыслят иначе, сумасшедшие гаджеты решают их сложнейшие проблемы, а тут... - Все так устали от гаджетов. От слова то какого - гад. Всем хочется попроще, помягче и подобрее. Да, здесь много простого и наивного, но с любовью. А энергия любви всегда спасала человека. Можно говорить, что это не модно и не современно, но это никогда не устареет, потому что сюда вдохнули любовь. И мы, вдохнули в каждый кусочек спектакля, и любовь наша распространяется по залу, люди не хотят уходить: приходят на служебный вход и говорят, что им хочется жить после такой радостной встречи с театром. Вспомним Вахтангова - он нам завещал: нет праздника - нет спектакля. И это касается не только комедии: это и праздник актерской игры, тем более, что в наших с Машей ролях есть возможность импровизировать, и мы точно играем по знаменитому эстрадному принципу - утром в газете, вечером в куплете. Все что интересного, значимого, смешного или нелепого происходит в стране, мы вносим в спектакль, и зрители мгновенно откликаются. - Что лично ты внесёшь сегодня? - Сегодня?... Всеми нами недавно была такая трагедия пережита, поэтому, думаю, что если и будем шутить, то про Новый год, про петуха, который клюнет/не клюнет. Маша совсем недавно в эпизоде, где она читает газету, сказала фразу, которой в пьесе, естественно, не могло быть:"Денег нет, но вы держитесь" - зал взорвался аплодисментами. Или "Курс доллара! Нет, мы этого не будем читать". Зрители сразу включаются. - "Мадмуазель Нитуш" - приключенческий спектакль? Он же трюковой, каскадный, а значит, артистам надо быть начеку - жди сюрпризов на сцене, да и за кулисами. - Безусловно. Это такой аттракцион, поэтому много чего случалось и случается. Вот недавно, я забыл как зовут главную героиню, а ведь 12 лет произношу её имя. Выхожу, смотрю на неё долго и спрашиваю:"Девочка, а как тебя зовут?" И зал понимает, что я забыл, зал поддерживает меня. - Неужели хором кричит: " Дениза?" - Ну да, и мы ничего не скрываем: ну такое тоже бывает. И зрители чувствуют себя членами нашей большой актерской семьи - я это абсолютно чувствую. И ещё спектакли проверяются по билетерам: если билетёры не скучают и после приходят к нам и говорят хорошие слова, это значит, что-то мы действительно хорошее сделали для людей. - "Мадмуазель Нитуш" членовредительством не страдает? Я имею ввиду несчастные случаи - спектакль идет на таких скоростях. - Шесть лет назад я упал практически с приличной высоты: в одной сцене я прыгаю на стенку и подтягиваюсь на одной руке. И у меня закружилась голова, и я прямо спиной упал на колонку. Лежу, первая мысль: "спектакль идёт, я двигаю руками -хорошо , ногами - значит могу встать. Проверяю голос (раз-раз) - значит на радио смогу работать. Но про трудности актерские не люблю говорить. Однажды, когда Гурченко спросили: "За что в СССР артистам вручали орден Труда?", она ответила: "За то, что труда не видно". Вот в этом спектакле труда не видно. Потому и радость. - Ты - лицо федерального канала, ведущий популярных программ, ведёшь концерты и даже (не удивлюсь) корпоративы. Какое место в твоём графике занимает театр? - Вот моё расписание на январь, февраль, март. Моя жизнь выстраивается от расписание театра. И так было всегда. Знаешь, я тут внимательно изучил Новогодние огоньки советского времени. Представляешь, кто были ведущими Огоньков? - Ну... Игорь Кириллов, Валентина Леонтьева, Юрий Николаев и прочие замечательные теле ведущие, я так думаю. - Нет! Олег Ефремов вёл Огонёк 1981-го года, 82-го - Татьяна Доронина, 83-й - Аросева, Ширвиндт, Державин, Миронов. То есть вот какая история приключалась: в какой-то момент эту творческую театральную интеллигенцию смыла волна новых лиц, и мне это очень жаль. Да, я благодарен телевидению, что оно меня всем показало, про меня рассказало. Но те, кто приходит в театр, открывают для себя нового человека и через 15-20 минут забывают, что его они знают благодаря телевидению. Поэтому я ни в коем случае не открещиваюсь от телеэкрана и этого вида искусства. Но по диплому и образованию я - актёр театра и кино. - Не у тебя одного, извини, диплом об актерском образовании, однако многие поставили на этой профессии крест в силу определенных причин - деньги и популярность. Несравнимо. - Без театра невозможно. Если в театре на творческую "косточку" наращиваются творческое "мясо", то на телевидении и в кино оно с остервенением сгрызыется. Значит надо дальше себя взращивать. У меня ни разу не было театрального простоя и более того, я много лет совмещал служение ( не хочу говорить работа) в театре "Современник" , год в театре Сатиры и вот с 2004 года я в театре Вахтангова с телевизионной работой. А недавно я ввелся в спектакль "Возьмите зонт, мадам Готье", где у меня совершенно неожиданная роль для тех зрителей, которые не знают , что я могу и это. Меня можете называть как хотите, но телеведущие никогда не смогут сделать то, что делаю я. А я , будучи актером, ещё могу быть и телеведущим. Это она одна из моих ролей, которую я не стесняюсь. И в корпоративах я не вижу ничего плохого, если это честная работа. - Может, ты и Гамлета мечтаешь сыграть? Ну нет такого артиста, который не думал о принце Датском. - Я единственный актёр в мире, который не мечтает сыграть Гамлета. Да пропади он пропадом, этот Гамлет. Как так? Гамлета должны играть те, кто могут его сыграть. Точка. Я не смогу, потому что точно знаю что мне можно, а что нельзя. Хотя, наверное, смог бы, но мне это не подошло бы. Ведь есть потрясающие дизайнеры одежды, но ты точно знаешь, что тебе это - не твоё . Поэтому я адекватно спокойно жду свой репертуар: Хлестаков, Труфальдино, Фигаро, Лариосик... Ну пока достаточно.