Иммерсивный театр — такого вы еще не видели

На 2016 год в столице пришелся бум иммерсивного театра. Пионером жанра в Москве оказался «Черный русский», впечатлив непресыщенную публику масками оленей, лис и сов. Вторым потрясением оказалось шоу «Вернувшиеся». Зачем на эти спектакли ходят по несколько раз?Иммерсивность — это модно. Конечно, такие спектакли ставили в Москве и раньше. Вспомнить тот же «Норманск». Но в 2016 году впервые такой театр поставили на поток, не скрывая источник вдохновения — нью-йоркский Sleep No More. На западе его играют уже не первый год. Маркетинговая легенда гласит, что хореограф «Вернувшихся» Мигель после этого опыта сидел на тротуаре и плакал — мол, такого в России не будет никогда. В итоге сделал сам — на «Парке Культуры», по адресу Дашков, дом 5 по мотивам «Привидений» Генрика Ибсена. Зрителей запускают внутрь, выдав маски. Хочешь — ходи, хочешь — сиди на стуле все четыре часа. Аттракцион предполагает, что вы делаете внутри пространства то, что хотите, но не можете разговаривать ни с артистами, ни друг с другом: только наблюдать. У представления есть страстные поклонники и не менее ярые противники. Это шоу называют одновременно гениальным и нестоящим ломаного гроша. Среди сторонников — главный редактор Business FM Илья Копелевич. Илья Копелевич главный редактор Business FM «Мне удалось включиться в действие, поймать, как оно происходит. В какие-то моменты ты действительно выбираешь, за кем из героев последовать, потому что сцены развиваются параллельно, важно понять. Можно все время попадать в обратном порядке, идти в противоходе и видеть углы, иллюстративные моменты и так и не наткнуться на само это драматическое действие. Драматическое действие было самого высочайшего актерского и режиссерского уровня. Я предполагаю, что игра актеров, когда они не отделены от публики вообще, то есть я находился рядом с ними на расстоянии не то что вытянутой руки, а зачастую просто вплотную. В игре их не было ни малейшей фальши. Естественно, это производит очень сильное чисто сенсуальное впечатление, уже не как театр, не как текст, а как некая музыка. Я бы людям, которым искусство вообще интересно, и для которых 6-7 тысяч — далеко не последние деньги, в данном случае, скорее всего, посоветовал бы сходить. Там нет ничего страшного, ничего мистического. Вы сами должны поймать это действие, и для того, чтобы его поймать лучше общую канву знать заранее». Руководитель другой радиостанции нашего холдинга ибсеновскую канву заранее знал, но действие не поймал. О своих впечатлениях говорит генеральный продюсер радио «Шоколад» Илья Ефимов. Илья Ефимов генеральный продюсер радио «Шоколад» «Мы ехали в машине с друзьями, естественно, почитали либретто произведения Ибсена. Нам это не помогло, вообще. Категорически никому из друзей не понравилось. Простите, видно, что это не актеры. Ты приходишь, заходишь в бар. И ходят герои, и они столь не профессиональные... Может, имеет смысл водить из комнаты в комнату? Как минимум давать какую-ту программку, объяснить какое-то либретто, чтобы человек читал и пошагово шел. Тут получается, что ты ходишь бессмысленно. Что любопытно — если продюсер этого шоу имеет отношение к танцам, Мигель, то почему они не сделали какие-то любопытные постановки? Хотя бы мы выходили и говорили: смотрите какая хореография! Хореографии никакой! Получается бессмысленные комнаты, с красивым, необычным антуражем. Да, дорогим, но это не 5 тысяч, конечно». Несмотря на то, что на аналогичных мистериях в Лондоне шпаргалки раздают, тут они не предусмотрены, так что, кроме потраченных на билет денег, придется вложиться интеллектуально. «Черный русский», конечно, стоит меньших усилий от зрителя — это спектакль по мотивам пушкинского «Дубровского», которого худо-бедно помнит любой. В хороших компаниях принято обсуждать личный опыт взаимодействия — кому подарили кольцо, кому спела Равшана, кто целовался прямо в губы. В отличие от «Вернувшихся», которые, по сути, копируют нью-йоркскую схему, здесь все структурировано и продумано модным режиссером Максимом Диденко. Он делит всех зрителей на три группы, а сюжет, соответственно, на три линии — сов, лис и оленей. Публику водят группами по эстетически выверенному особняку в атмосфере Хэллоуина по-нашему. В финале все сходятся в большом зале, где актеры пляшут и поют на гигантском столе — постаралась Мария Трегубова, художница, сделавшая декорации и для дебюта Анны Нетребко в Большом. В театральной компании «Экстатик», для которой «Черный русский» — первый проект — довольны: еще бы, аттракцион стал главным светским событием театральной Москвы, билеты по пять тысяч стабильно раскуплены на месяц вперед, несмотря на немаленькую цену минимум в 4 500. Елена Новикова продюсер «Планирование стоимости билета, исходило из операционных расходов спектакля и срока окупаемости также, но мы частично рассчитывали бюджет на деньги меценатские, инвестиции, и частично на возвратные инвестиции — это не банковские средства, это средства инвесторов. В Москве были разные проекты в стиле иммерсивного театра, театр «Променад». Однако ни один проект не шел на постоянной основе. Это делать достаточно сложно на театральной площадке. На нетеатральной — еще сложнее. Нам было интересно сделать такой проект, который был бы достаточно экспериментальный». Последняя в году премьера — в театре на Таганке шоу «Суинни Тодд» — это мюзикл и тоже иммерсивный. Основные зрители посмотрят его уже в январе, но показ в последних числах декабря позволяет причислить его к 2016 году. Это работа Алексея Франдетти, у него в этом году выходит по спектаклю каждый месяц. Ирина Апексимова директор Таганки «Вы знаете, мы выпендрились, у нас не просто иммерсивный спектакль, у нас еще и симультанные декорации. Я даже не до конца понимаю, что это значит, но это очень круто. Немножко зная английский язык, могу сказать, что симультанно — это одновременно. То есть все места действия находятся на сцене одновременно (во всяком случае, так мне объяснил наш замечательный молодой и продвинутый режиссер Алексей Франдетти). А поскольку у нас в спектакле «Суинни Тодд» нет деления на зрительный зал и сцену, а есть единое пространство, в котором сосуществуют артисты и аудитория, мы однозначно не похожи на других!» Иммерсивные спектакли — развлечение не из дешевых. Средняя стоимость на «Синни Тодда» будет в районе 8 тысяч рублей. «Вернувшиеся» — по пять, «Черный русский» — от 4 500 до 11 000, в зависимости от количества оставшихся билетов и даты. Отбоя от желающих посмотреть пока нет.

Иммерсивный театр — такого вы еще не видели
© BFM.RU