Войти в почту

Театр имени Ермоловой распробовал Кафку

В пятницу в Театре имени Ермоловой состоялась премьера спектакля «Процесс» по одноименному роману Франца Кафки.Невероятно важно сразу же отметить вот что – режиссером этой постановки выступил Алексей Левинский. Для чего важно? Безусловно, не для того, чтобы заговорить о том, что он и заслуженный артист Российской Федерации, и лауреат Госпремии, и основатель студии «Театр», и вообще – человек, весьма известный в театральных кругах. Дело в другом – в подходе. Во всех своих спектаклях – будь то «Женитьбы», «Свадьба Кречинского» или что еще – 69-летний Левинский неизменно дрейфует в сторону камерности, лаконичности, визуального минимализма. И нынешний «Процесс» уверенно продолжает эту линию. Политика эта не сказать, чтобы сильно выигрышная в коммерческом смысле, что, очевидно, понимают и в самом театре – иначе с чего бы работа именитого режиссера была поставлена не на Основной, а на Новой сцене, где зрительских мест – всего-то три ряда. Однако не признать, что постановка вышла интересной, было бы совершенно несправедливо. Ни одного яркого пятна, ни одной яркой эмоции – полный монохром, угольный рисунок, подвешенная нота, что, конечно же, отнюдь не от недостатка фантазии. Вся эта черно-белость делает происходящее на сцене еще страшнее и безысходнее, потому что, по сути, лишает героев последних человеческих черт, превращая их в схемы, механические конструкции, цельнометаллические оболочки. Подобное ощущение человеческой машинерии, однако, есть не недостаток, а наоборот - признак гармонии формы и содержания, помноженный на сыгранность команды актеров: Антона Колесникова (Йозеф К.), Сергея Власенко (инспектор, служитель суда), Натальи Силиверстовой (фрейлен Бюрстнер), Ольги Волковой (Лени) и многих других, сумевших удержаться от сольных номеров в пользу коллективного синхронного растворения в кафкианском мраке.