Все мы, конечно, немного лошади...

При всем разнообразии уикендовского телевидения из всех программ и передач явно выбивается одна — это показ по каналу «Культура» легендарного спектакля «История лошади».На этот спектакль в ленинградский Большой драматический приезжали со всей России. Вокруг уникальной и, думаю, не имеющей в мире аналогов постановки случился, кстати, когда-то громкий скандал. К ней «приложили руку» два гениальных режиссера — тогда совсем еще молодой Марк Розовский и сам Георгий Товстоногов, но затем степень участия каждого из них бурно оспаривалась, порождая споры и ссоры. Сейчас, впрочем, совершенно очевидно, что «История лошади» была бы просто невозможна без Розовского и его оригинального взгляда на режиссуру. Но простому зрителю, конечно, нет особого дела до театральной кухни, для него важно лишь одно — то, что благодаря записи, сделанной в 1989 году, мы можем и теперь смотреть ставший культовым спектакль и наслаждаться блистательной игрой актеров, в первую очередь — игрой Евгения Лебедева. Ему в эти дни исполнилось бы 100 лет. У Лебедева была очень непростая судьба. Сын расстрелянного священника, пострадавший от репрессий, но игравший Сталина, Евгений Алексеевич отличался филигранной тонкостью и психологизмом игры. Его даже называли «актером Достоевского». Когда «Историю лошади» показали в Германии, на спектакле случился казус — Георгий Штиль вспоминал, что в зале зарыдал канцлер. Нынешний канцлер Германии вряд ли пустила бы слезу, сидя на спектакле по «Холстомеру» Толстого, хотя кто знает — постановка не поражает даже, а «пробирает». Я, например, смотрела эту телезапись раз пять минимум, но не смогла не расплакаться и в этот раз, за что, впрочем, не стыдно. И пересмотреть спектакль советую всем, а если кто-то с этим театральным шедевром еще не знаком, тем более стоит отыскать его в архиве канала «Россия К». И не только для того, чтобы посмотреть, как может актер сыграть роль старого пегого коня, а чтобы кожей прочувствовать — «Холстомер» куда глубже, чем преподавалось когда-то в школе, и драма лошади — это история совершенно человеческая, очень простая, правдивая и узнаваемая до мурашек на коже. Да и воздать должное памяти величайшего актера Евгения Лебедева будет нелишне — увы, его вспоминают все реже.

Все мы, конечно, немного лошади...
© Вечерняя Москва