Войти в почту

Жизнь как служение. В Театре оперы и балета почтили память Набили Валитовой

Клеопатра, Сольвейг, Хозяйка Медной горы, Китри, Зарема, Одетта-Одилия – эти и другие образы воплотила на воронежской сцене Набиля Валитова, человек, оказавший колоссальное влияние на воронежский балет. Выпускница Вагановской академии Набиля Валитова приехала в Воронеж в 1961 году, и с тех пор ее имя неразрывно связано со столицей Черноземья и Театром оперы и балета. Жизнь великой балерины, педагога и постановщика – это пример беззаветного служения, полной самоотдачи. После ухода со сцены Набиля Валитова стала художественным руководителем балета, педагогом, воспитавшим не одно поколение артистов, мастером, передавшим традиции русского балета своим ученикам, автором постановок, благодаря которым о воронежском балете заговорили и продолжают говорить. 18 января в Театре оперы и балета состоялся вечер памяти народной артистки РСФСР Набили Валитовой, в котором приняли участие артисты театра и ученики хореографического училища. Балерина О том, какой была Набиля Валитова на сцене, поведала Тамара Лазарева, заведующая литературно-драматической частью Театра оперы и балета. «Набиля Валитова была потрясающей актрисой, обладающей великолепной техникой, это исключительно музыкальный человек. Когда она создавала образ, выходила на сцену, мы верили, что она Сольвейг или Джульетта. Она всегда четко чувствовала стиль того произведения, в котором работала. Набиля Валитова - первая исполнительница партии Валерии в балете «Песнь торжествующей любви» Михаила Носырева, не просто исполнительна, а участница создания этого балета, потому что постановка рождалась в стенах нашего театра. У нее были потрясающие глаза, огромные, черные глаза. Она была очень выразительна на сцене, требовательна к себе, не позволяла себе расслабиться ни на секунду. Как-то раз я спросила, почему она не ездит на гастроли в другие театры. Она говорит: «Я уеду, мало ли что может случиться, и я тогда подведу свой спектакль, а для меня мой театр, Воронеж – это самое главное». Она себе этого не позволяла, хотя ее приглашали. Когда Набиля Валитова завершила сценическую карьеру, она была главным балетмейстером, художественным руководителем балета, и она всегда очень внимательно следила за своим коллективом: почти всегда присутствовала на балетных спектаклях, потом все разбирала. Это был постоянный контроль со стороны, который помогает держать балетную, артистическую форму». Педагог За время своей работы педагогом в хореографическом училище Набиля Валитова воспитала множество известных артистов, среди которых балерина, народная артистка России, художественный руководитель хореографического училища Татьяна Фролова, бережно хранящая наследие своего мастера. «Как педагог Набиля Валитова была очень строгая, она не разрешала работать в полноги, она не разрешала пренебрежение к зрителю, требовала, чтобы, когда мы приходим в театр, все наши проблемы оставались за дверью, чтобы здесь был храм искусства, чтобы мы любили профессию, работали над собой. В хореографическом училище преподаватели или учились у Набили Валитовой или репетировали с ней. Для балета Воронежа это как Сахарова для Перми, как Головкина для Москвы. Все балетные традиции, которые она нам прививала, это все Вагановская школа, и мы стараемся это все передать ученикам. Мы сохраняем память о Набиле Валитовой. Каждый год в день ее гибели мы проводим линейки, чтобы дети, которые приходят в балет, понимали кто такая Набиля Валитова, знали что это за человек. На хореографическом училище висит памятная доска, говорящая о том, что она здесь преподавала. Нам бы хотелось, чтобы, пока мы, ее ученики, живы, все о ней помнили», – рассказала Татьяна Фролова. Художественный руководитель Продолжая служить в театре в качестве балетмейстера, а затем художественного руководителя балета Набиля Валитова поставила внушительное количество спектаклей, среди которых «Щелкунчик». От красоты этой постановки по сей день замирает сердце у детей и взрослых. Сегодня театр продолжает сохранять и нести традиции русского балета, заложенные Набилей Валитовой. О том, какой ему запомнилась артистка, и какого курса будет придерживаться Театр оперы и балета в дальнейшем, рассказал главный балетмейстер театра Александр Литягин. «Набиля Валитова – эталон профессионализма. Была и строга, и очень мягка. Это человек, который жил воронежским балетом, и все, что она делала в жизни, было посвящено тому, чтобы воронежский балет выходил на все более высокий уровень. Это непререкаемый авторитет. Набиля Валитова передала нам стандарты русского классического балета, которые в нее в свою очередь были заложены в Вагановской академии. Она требовала от артистов полной отдачи на сцене и в репетиционном зале. Вложенный в тебя труд и свой жизненный опыт нужно передавать на сцене, чтобы зритель захотел приходить в театр снова и снова и увидел эту великую красоту. Сегодня образцовые театры одновременно развиваются в нескольких направлениях: это классическое наследие, которое тщательно хранится, «вычищается», передается из ног в ноги, и современная хореография. В любой труппе день начинается с классического танца, тренажа, который дает артистам возможность творить в contemporary, неоклассическом балета. Классика является основой основ, потому что тело танцовщиков будет готово к исполнению любой формы хореографии. Я считаю, что нам нужно одновременно работать во многих направлениях. В будущем зрители увидят развитие труппы в современном танце, а также то, что уже есть в репертуаре, но то, что мы не так часто можем позволить себе показать, например, творческую мастерскую Владимира Васильева. Кроме того, будут новые постановки и в классической хореографии». В Театре оперы и балета сохранился кабинет Набили Валитовой. Кроме того, имеется архив фотографий балерины и газетные вырезки со статьями, посвященными ее творчеству. «Набиля Валитова была всем для воронежского балета», – говорят в голос театральные деятели, и с этим невозможно не согласиться.

Жизнь как служение. В Театре оперы и балета почтили память Набили Валитовой
© АиФ