Ещё

Хореограф Алексей Мирошниченко: «Сказка для ребёнка определяет его судьбу» 

Хореограф Алексей Мирошниченко: «Сказка для ребёнка определяет его судьбу»
Фото: АиФ Пермь
В канун Нового года в Пермском оперном с аншлагом прошла премьера балетной несказки «Золушка», переносящей зрителей во времена хрущёвской оттепели, по либретто и в постановке .
Эксперимент с подачи Маркса
Вера Шуваева, «АиФ-Прикамье»: — На афишах новой «Золушки» чётко обозначено: «Балетная драма в трёх действиях». Но если кто-то этой подсказки всё же не понял, его ждёт, на ваш взгляд, удивление от увиденного, разочарование, восхищение?
Алексей Мирошниченко: Каждого своё, наверное. Но если люди хотят видеть только спектакль 1945 года, мне придётся их разочаровать, потому что этого спектакля сегодня нет. Кроме того, мне неинтересно просто оттанцовывать либретто. К тому же и в нашей постановке очень много театрального. Половина второго акта и есть традиционная «Золушка» — с кринолинами, фижмами, париками. Спектакль в спектакле, поставленный по сюжету хореографом-новатором Юрием Звёздочкиным. Кто-то удивляется, правда, почему не «Каменный цветок», раз прототипом Звёздочкина является Юрий Григорович. Но, слушайте, это же не реферат по истории балета 50-х годов.
— Чем так притягивает вас советское время? В «Оранго» и «Условно убитом» вы обращались к тридцатым годам ХХ века, сейчас — к пятидесятым.
А. М. : Это не притяжение, а скорее интерес к нашей истории. Хочется разобраться, что тогда произошло, чтобы понять, что происходит теперь. И потом, свойство человеческой памяти — стирать негатив, мифологизировать прошлое. Неслучайно так многие сегодня ностальгируют по СССР.
— А что, по-вашему, было главной драмой советского периода?
А. М. : То, что философию (всего лишь философию!) Маркса и Энгельса применили к целому народу, поставив на нём ужасный эксперимент.
Государство, лишённое здравого экономического смысла, репрессии, разрушенные храмы… Убивали душу нации! Но поскольку русская культура основана на культуре православной, то даже в этом эксперименте наш народ родил очень много хорошего. В науке, в искусстве, в других областях.
Редкая гостья
— Смешных и одновременно страшных «советских» картинок в вашей «Золушке» немало. И проверка «морального облика строителя коммунизма» перед выездом за границу, и гастрольный магазинный чёс, и недремлющий КГБ… А в собственной жизни вам пришлось сталкиваться с нелепостями того времени?
А. М. : Конечно. Я ведь успел пожить в СССР, успел даже паспорт советский получить. А вот в комсомол вступать не хотел: 1990 год, перестройка, масса публикаций, открывших глаза на многое. Но как раз тогда 12 учеников из Вагановского училища, в том числе меня, отобрали для гастрольной поездки в Вену. И классный руководитель говорит: «Хочешь ехать? Вступай в комсомол!» Время, кто помнит, было жуткое: мыло, сигареты, продукты — всё по талонам. И на этом фоне — Вена! Пришлось вступить. Хотя это была уже просто фикция: ни Устав не спрашивали, ничего — подал заявление, и всё.
— Либретто «Золушки» — не единственное, написанное вами. И все остроумные, яркие. Наверняка вы пишете и что-то ещё?
А. М. : В юности писал рассказы, стихи, на некоторые из них друзья даже песни сочиняли. Но сейчас, дай бог, хватило бы времени следующий спектакль поставить. Чтобы писать, надо вставать в семь утра и работать ежедневно. Может, тогда что-нибудь и получится лет через пять.
— То есть вдохновение — не главное?
А. М. : Ещё Чайковский говорил: «Вдохновение не любит посещать ленивых». Это редкая гостья в любой профессии. Пишешь ты, ставишь спектакль или, например, оперируешь — никого не интересует, есть у тебя вдохновение или нет. Важен профессионализм.
Из испытаний — с победой!
— Какие сказки вы любили читать в детстве?
А. М. : Самая любимая у меня была молдавская — про Фэт-Фрумоса и Иляну Косынзяну. Мой дед по линии мамы — молдаванин, и в подарок от него я получил чудесный сборник молдавских сказок. Любил и русские, конечно, но эти казались мне более экзотичными: интересные рисунки, национальная одежда. Кстати, психологи утверждают: сказка, которая нравится ребёнку больше других, определяет его судьбу. К примеру, если это «Колобок», есть вероятность, что в будущем такой ребёнок станет алкоголиком.
— Почему?
А. М. : А вы задумайтесь: и от дедушки ушёл, и от бабушки ушёл… И в конце концов его съели. А мой любимый герой, пройдя множество разных испытаний, побеждает зло и женится на Иляне. Значит, я пройду все испытания и выйду из них победителем! (Смеётся.)
— Помните последнее чудо, случившееся в вашей жизни?
А. М. : Чудо, что я встретил этот Новый год вместе с мамой! Впервые за последние двадцать лет. (Пауза.) Ну и разве не чудо, что мы все ещё здесь работаем? У нас же в раздевалках, рассчитанных на четверых, по 15-20 человек. Один душ на 45 человек. В репетиционном зале капает с потолка, тазик подставляем. В городах, гораздо менее значительных, чем Пермь, уже везде современные театры. А тут город-миллионник с такими театральными традициями — и что?!
Да, моя «Золушка» про то, что счастье нематериально, но я очень хочу для своей труппы и вещей материальных: нового театра, новой сцены, новых условий.
Видео дня. Айсберг рухнул на покорявших его альпинистов
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео