Лагерный киберпанк

"Новые лидеры территориального развития" в музее ГУЛАГа Выставка современное искусство У совместной программы фонда V-A-C и музея ГУЛАГа -- новая серия с участием "Лаборатории городской фауны". Про свежую бизнес-модель для территории вечной мерзлоты рассказывает МАРИНА АНЦЫПЕРОВА. В прошлом году музей ГУЛАГа вместе с фондом V-A-C запустили долгую совместную программу: с одной стороны, про работу молодых художников с советской травмой и темой памяти, с другой -- эксперимент с участием современного искусства в классическом музее. За это время в мансарде успело побывать несколько выставок -- от звуковых ландшафтов Михаила Толмачева вплоть до перформанса по мотивам судебного процесса. На этот раз здесь разворачивается остроумный проект под названием, больше подходящим для правительственного доклада на урбанистической конференции,-- "Новые лидеры территориального развития". Сама выставка состоит из трех экспонатов и как будто бы маркетинговой презентации, где закадрово-бархатный голос дикторши комментирует слайды про тундру, ГУЛАГ и новую реальность. По залу расставлены юрта из металлических прутьев и растущие на свету мхи. Главный экспонат негласно называется "ферма" и представляет собой два аквариума с компьютером, маслом, трубками и водорослями. Компьютер -- то ли взаправду, то ли согласно художественному вымыслу -- синтезирует криптовалюту в прямом эфире, от этого ужасно нагревается, передает свое тепло в другой аквариум, где благодаря этому в воде ударно растут водоросли. Все вместе представляет собой попытку переосмыслить потенциал российского севера, где когда-то находились лагеря, а теперь территориям можно дать новую цифровую жизнь. Идея простая, но убедительная: техника сегодня вырабатывает столько тепла, что холод скоро станет новым ресурсом борьбы с глобальным потеплением, а наша мерзлота, где нет ни жизни, ни людей, вполне может быть отдана на откуп машинам -- и станет новым источником "территориального развития". Алексей Булдаков, когда-то участник очень важной в нулевых годах группы "Радек", работает с бывшим архитектором Анастасией Потемкиной вместе с 2011 года в творческом коллективе "Лаборатория городской фауны" -- в направлении, которое когда-то удачно окрестили панк-урбанистикой. Свежий взгляд на мусор и паразитов, повышенное внимание к сорнякам и голубям, знак бесконечности из птичьего помета, социология "флоры большого города" и впечатляющая инсталляция из борщевиков на политической выставке в Манеже, посвященной современным территориальным конфликтам ("Своя земля/Чужая территория"),-- так можно кратко представить работу коллектива за последние годы. На конкретной же выставке в музее панк-урбанизм как будто превратился в киберпанк-урбанизм, а "ГУЛАГ" от этого переродился в IT-эко-ГУЛАГ. Советская лагерная травма в этой парадигме анализируется в терминах эффективности экономики -- пусть и со всей присущей иронией, но подается как бизнес-модель, на смену которой должна сегодня прийти более эффективная. Именно география ГУЛАГа кажется в данном контексте довольно случайным выбором для экологических лабораторий, но в любом случае самый интересный аспект этого хулиганского научного арта -- в непредсказуемости результатов гипотетического эксперимента. "Лаборатория" предсказывает, что в северных широтах случится новый апокалипсис: тепло от машин растопит ледники, в них оживут когда-то оледеневшие вирусы и в токсичном болоте, вполне возможно, зародится новая жизнь. С машинами, в свою очередь, случится искусственный интеллект, который захочет воскресить жертвы репрессий. По крайней мере, об этом размышляет в своей статье Алексей Булдаков, видимо, с неизбежным в отечественных широтах (что удивительно, присущим даже панк-искусству) поворотом к космизму.

Лагерный киберпанк
© Коммерсант