Дальше Гойи
Предисловие искусствоведа Альваро де ла Рива к выставке «“Капричос”. Гойя и Дали» в ГМИИ им. Пушкина 24 января в ГМИИ им. Пушкина открывается выставка ""Капричос". Гойя и Дали", где будут представлены работы из двух серий гравюр: "Капричос" Франсиско Гойи из собрания музея и "Капричос Гойи", созданной Сальвадором Дали, из коллекции Бориса Фридмана Одной из вершин графического творчества Франсиско Гойи является серия офортов "Капричос" (исп. caprichos) -- особый жанр, сложившийся в искусстве Западной Европы на рубеже XVI-XVII веков, предполагающий создание серии капризов, причуд или фантазий, объединенных одной темой. "Капричос" (1793-1799) рассказывают о реалиях политической и социальной жизни тогдашней Испании. Почти через 180 лет Сальвадор Дали предложил свое прочтение смыслов офортов, созданных Гойей. Дали вводит в изображения Гойи дополнительные персонажи, детали и красочные элементы, используя технику сухой иглы, офорта и пошуара. В одних случаях он переиначивает персонажей гравюр Гойи, в других -- добавляет своих действующих лиц, дорисовывает фон. Иногда он просто следует за образами Гойи, применяя лишь раскраску. Дали также сделал собственные комментарии к серии, дополняя фантазии Гойи своими сюрреалистическими видениями, вступая тем самым в диалог с великим предшественником. Экспозиция включает 41 гравюру Гойи и столько же Дали. Посольство Испании в Москве подготовило программу, посвященную выставке. О выставке, Гойе и Дали размышляет искусствовед, советник по культуре посольства Испании в России Альваро де ла Рива. Гойя и Дали: параллели На удивление очень мало научных работ, посвященных связи между циклами "Капричос" двух великих художников. Офорты Гойи в свое время были истолкованы как социальная критика, обличенная в форму сатиры. Он критиковал Испанию периода 1799 года, царившие в то время невежество и суеверие народа, моральную коррумпированность правящих кругов, жестокость суда инквизиции и упадок общественных нравов и устоев. Согласно такому пониманию "Капричос", они мало чем отличаются от похожих циклов, авторами которых были другие его современники, как, например, Уильям Хогарт, показавший нищету Англии XVIII века. И все же "Капричос" Гойи, а особенно поздняя серия его гравюр "Диспаратес" (нелепицы), на мой взгляд, уводят нас в психологическую и иррациональную область познания, что делает Гойю первым современным художником. В этом смысле Гойя идет гораздо дальше, чем Хогарт, и именно поэтому его работы до сих пор поражают нас. Дали сумел увидеть эту область, это измерение в творчестве Гойи. В самом известном из офортов под названием "Сон разума рождает чудовищ" мы видим спящего человека, положившего голову на стол, а из темноты над его головой появляются чудовищные крылатые существа -- совы и летучие мыши с безумными глазами. На ум приходит фраза немецкого философа Гегеля: "Сова Минервы начинает свой полет, только когда спускаются сумерки". То есть осмысление (символом которого и является сова Минервы) начинается лишь во сне. Сальвадор Дали также утверждал: "Моя работа заключается в кропотливом воспроизведении моих снов". Дали: эмоции или разум? Существует распространенное мнение, что Дали был человеком эмоции, человеком импульса. Но одновременно он обладал и выдающимися аналитическими способностями. В этом нет никакого противоречия. Дали -- создатель так называемого параноико-критического метода, описывающего единство противоположностей: эмоционального и аналитического, реального и иллюзорного, умственного и физического, жизни и смерти. Когда я утверждаю, например, что "я рад тому, что я грустен", то имею в виду противоположные чувства, которые очень часто сосуществуют одно с другим. ...Применимы ли вообще к творчеству художника Дали понятия "планирование", "стратегия"? Был ли, выражаясь проще, у Дали какой-то план? Если верить художнику, ответ: "Да, был", причем даже еще до его рождения. Вот его собственные слова: "Поворотный момент моего безумия случился за полтора месяца до моего рождения, когда я был в чреве своей матери, в раю моей внутриутробной жизни". Об этих воспоминаниях и о чувствах художник однажды рассказал доктору Фрейду во время их встречи в Лондоне, куда Фрейд бежал из оккупированной нацистами Вены. Признание Дали не стало неожиданностью для Фрейда, поскольку он утверждал, что некоторые травмы, которые мы храним в нашем подсознании, а также наши поведенческие модели уходят корнями в тот период жизни, который мы проводим в материнском чреве. В юности, а именно с 1922 года, когда Дали поступил в университет и жил в "студенческой резиденции", его связала тесная дружба с Федерико Гарсия Лоркой и Луисом Бунюэлем. Тогда он открыл для себя работы Зигмунда Фрейда. Испанский язык стал первым иностранным языком, на который был переведен Фрейд. Нам достоверно известно, что молодой Дали с жадностью проглотил "Психопатологию обыденной жизни" и "Толкование сновидений" Фрейда. У художника был не просто аналитический, а психоаналитический ум. В зрелом возрасте он был очарован точными науками, особенно теорией относительности Эйнштейна, вопросами исследования атома и очень часто обращался к работам Гейзенберга, одного из отцов квантовой физики. Дали разбирался и в математике тоже, а в конце своей жизни восхищался работами Рене Тома, его "Теорией катастроф". Не только выставка На выставке в ГМИИ им. Пушкина будут представлены работы из собрания музея и из собрания коллекционера Бориса Фридмана, который является куратором выставки и которому я хочу выразить особую благодарность. Посольство Испании в Москве подготовило программу, посвященную выставке гравюр ""Капричос" Гойи и Дали". 25 января в музее выступит преподаватель истории искусств Мадридского университета, сотрудник Национального музея Прадо Вирхиния Альбарран Мартин. 22 февраля мы предлагаем вниманию русской публики лекцию о Сальвадоре Дали профессора Игнасио Гомеса де Лианьо, одного из признанных испанских писателей, личного друга Дали, остававшегося с ним до самой смерти. Сам Дали однажды сказал: "Я нахожусь под влиянием Игнасио Гомеса де Лианьо". Отношения между Дали и Гомесом повлияли на распоряжения, сделанные художником в своем завещании, благодаря чему его работы перешли в собственность испанского государства. Также состоится концерт русской пианистки Ирины Красотиной -- она исполнит произведение композитора Энрике Гранадоса "Гойески", созданное под влиянием творчества Гойи. Наконец, 1 марта директор Дома-музея Пикассо в Малаге и филиала Русского музея в Малаге Хосе Мария Луна Агилар прочитает лекцию о Гойе и Пикассо "Ужасы войны". Тема войны объединяет обоих художников. И Гойя, создавший "Бедствия войны", и Пикассо, автор "Герники", дают войне этический ответ с позиций изобразительного искусства.