Искусства женское лицо: забытая звезда Серебряного века Елена Киселева
На рубеже веков Елена Киселева не уступала по популярности Анне Остроумовой-Лебедевой и Зинаиде Серебряковой, но после эмиграции в 1920 году в Сербию о ней забыли. До недавнего времени творчество Елены Киселевой было мало известно даже специалистам. Основная тема художницы – женский портрет. В ее работах образы приближаются к идеалу. Это характерно для многих художников Серебряного Века. Но среди участников «Мир Искусства», Абрамцевского кружка , символистов и прочих идеализация шла рука об руку с ностальгией по уходящему миропорядку. В отличие от них, Киселевой удавалась создавать полотна наполненные светом и надеждой. Ее первые творческие шаги начались на родине в Воронеже. После замужества в 1896 году Елена вслед за супругом перебралась в Санкт-Петербург. Девушка хотела пойти по стопам отца – математика и поступила на Бестужевские курсы. Из-за болезни в 1898 году ей пришлось оставить занятия точными науками. Елена поступила в Академию художеств, где попала в мастерскую Ильи Репина. В Академии Елену быстро заметили. В 1903 году Репин привлек ее и еще одну свою ученицу Евгению Малешевскую к разработке серии диорам к 200-летнему юбилею Петербурга. В этом же году девушка впервые съездила в Париж, где познакомилась с импрессионизмом и другими модными течениями. Один из эскизов, созданный в Париже, она заявила как набросок к диплому. Работу не утвердили, прокомментировав так: «молодая художница, попав за границу, вместо изучения действительно художественных произведений, стала подражать крикунам-пачкунам, стремящимся хоть чем-нибудь обратить на себя внимание». Во время учебы Елена активно участвовала в выставках: отчетных академических, Весенних в залах Академии художеств, экспонировалась у Нового общества художников и на выставке рисунков и эстампов 1908 года, где получила Первую премию. Затем Елена снова отправилась в Париж, на этот раз на стажировку от Академии. Во время поездки стало окончательно ясно, что ее браку конец. Они остались друзьями с мужем и развелись только в 1923 году, когда у Елены уже была другая семья и ребенок. После окончания учебы, художница участвовала не только в отечественных, но и на международных выставках в Мюнхене и Риме. В 1910 году стала первой женщиной-членом Общества архитекторов-художников (ОАХ). Через три года она встретила Антона Блимовича, математика, который стал ее следующим мужем. О ее жизни до 1917 года мало что известно, но в 1920 году она вынуждена эмигрировать вместе за мужем и детьми в Сербию. Новая страна и семейная жизнь увлекали Елену. Времени на творчество почти не оставалось. Она поддерживала контакт со своим учителем, Ильей Репиным, который писал ей: «А Вы, неужели бросили живопись? Вот не верю. Вы слишком огромный талант, чтобы бросить. Еще обрадуете, надеюсь». На что Елена ему отвечала: «Я согласна, что я была очень одаренная художница в свое время, но это как-то стерлось, заглохло». «Писать – счастье, наслаждение, а о каком наслаждении можем мы теперь думать» (статья М.Луневой «Сербский дар», журнал «Славянская душа», 2008 г.). Стиль Киселевой напоминает манеру французских художников из группы «Наби». Не случайно лучшим ее творческим периодом искусствоведы признают 1910-е годы, когда она вернулась из Европы. Тогда был написан портрет «Маруся», который сама Елена считала самым удачным своим полотном. В России художница вновь стала известна благодаря Маргарите Луневой, искусствоведу Воронежского музея изобразительных искусств им. И.Н. Крамского. Когда в 1960-е г.г. Лунева сделала запрос о художнице в Министерство культуры Сербии, то получила в ответ ее адрес и подтверждение, что Елена Киселева жива. Из переписки выяснилось, что художница не пишет уже 35 лет. Последней работой Киселевой стал портрет ее сына, молодого человека, при смерти. Он прошел II Мировую войну и вернулся живым, но из-за подорванного здоровья скончался вскоре после победы. После этого Киселева уже не писала. Она скончалась в 1974 году в возрасте 96 лет. Директор Музея русского импрессионизма Юлия Петрова рассказывает: «Благодаря Луневой художница передала в дар воронежскому музею многие свои работы. Картины вернулись на родину». В феврале и марте 2017 года работы Елены Киселевой можно увидеть в Москве в Музее русского импрессионизма. На Выставке представлено 54 работы из Государственного Русского музея, Научно-исследовательского музея Российской академии художеств, Института русского языка и литературы «Пушкинский дом», а также частных коллекций. Но основа экспозиции — 39 работ, приедет из Воронежа.