Войти в почту

Пять премьер за полгода. Как «Никитинский» ставит рекорды в искусстве

Публика с нетерпением ждала нового проекта актера и режиссера Бориса Алексеева, объявившего о закрытии «Театра Одного». И вот спустя полгода можно говорить о том, что театральный центр «Никитинский» прекрасно встроился в культурную жизнь города, о чем свидетельствуют полные залы на каждом спектакле и приобретенная молодым проектом широкая известность. Кстати, за то короткое время, которое существует «Никитинский», уже выпущено шесть спектаклей, и совсем скоро публику ждут премьеры. О специфике существования независимого театра, подходе к работе и необыкновенной продуктивности рассказал художественный руководитель театрального центра «Никитинский» Борис Алексеев. «Наши планы постепенно осуществляются» Юлия Горшкова, «АиФ-Черноземье»: Как сейчас развивается театральный центр «Никитинский»? Чего удалось достичь за первые полгода? Борис Алексеев: За эти полгода мы проделали огромную работу: выпустили шесть спектаклей, из них пять премьер! Это и классика, и современный театр, и одна детская сказка. Нам удалось сделать так, что нас уже знают, и не только в Воронеже. В «Никитинском» свой творческий коллектив, а также уже немалое количество технических работников. Есть своя армия волонтеров, без которых нам многое не удалось бы. Мы получаем массу разных отзывов, и это приятно. Некоторые спектакли уже стали хитами, и собирают полные залы. В театре светло, чисто и тепло, – этого нам удалось добиться благодаря нашим друзьям, которые нам помогают. У нас прекрасный логотип и афиша. На входной группе размещены баннеры с фотографиями из спектаклей. У нас отличный сайт. У нас замечательный буфет с отличным кофе. Мы стали первым в Воронеже полноценным негосударственным театром со своей площадкой. Наши планы постепенно осуществляются. – «Никитинский» существует как независимый проект. Какие трудности возникают у нового театра? – Я недавно был в Москве в Гоголь-центре на первом форуме независимых театров. Мы там говорили больше не об искусстве, а именно о сложностях и путях их решения. Ведь это основной вопрос для людей, которые все делают сами, не используя государственных средств. Все, на что мы можем рассчитывать, – это продажи билетов. Это наш доход, это наши средства на будущее – аренда, зарплаты, новые декорации, костюмы, оборудование. Мы усиленно просим и ждем поддержки, иногда она приходит от друзей, тогда дышать легче. Но надеемся только на себя. Пока сложно добиться внимания зрителей, ведь мы не можем запустить мощную рекламу, она стоит денег. Из-за того, что мы негосударственные, мы, возможно, кем-то не воспринимаемся всерьез. Но все это вопрос времени и наших усилий. Делая свою работу хорошо, мы будем доказывать свое право на существование. Мы будем надеяться на друзей и на помощь. Мы рады, что к нам идут в кассу и покупают билеты. Мы ждем новых зрителей. Даже наши друзья понимают, что нам трудно давать пригласительные и тоже покупают билеты. Нам еще многое нужно приобрести и привести в порядок. – Было заявлено, что театральный центр будет работать еще и как тренинговое пространство для артистов. Что сделано в этом направлении и будет ли продолжена тема мастер-классов? – Продолжаем развиваться, зима внесла свои коррективы, мы готовились к праздникам. Теперь график работы переходит в нормальный режим, мы растем как коллектив и готовим новые постановки. Растем – значит постоянно тренируем речь, пластику, вокал. Надеюсь, что наши планы с режиссером Эл Эрсбурн тоже осуществятся, ведь и они выросли из тренингов. – В «Никитинском» неоднократно выступали коллективы, не связанные с театральным центром. По какому принципу вы предоставляете свою площадку? – На нашей сцене регулярно выступают и проводят занятия студенты Михаила Бычкова и Руслана Маликова. Мы вообще очень рады сотрудничать с Институтом искусств, с удовольствием принимаем студентов. Осенью совместно с центром одаренных детей «Солнышко – Репное» мы осуществили проект «Дети детям», и очень надеемся на его продолжение. Мы были площадкой фестиваля «Маршак». Отличный опыт, незабываемые эмоции, рады сотрудничеству с Платоновским фестивалем. Свои спектакли мы играем не только в рамках афиши, но и неоднократно проводили корпоративные показы (когда организация выкупает зал). На этой сцене возможно проведение всего, что имеет отношения к театру, искусству, креативу и инновациям. Нам очень хочется осуществлять выставки в фойе, и, надеюсь, скоро это начнет происходить. Как всегда, главный критерий – качество. «Секрет прост: это любовь» – В кратчайшие сроки командой театрального центра было создано несколько спектаклей и новогодняя постановка для детей. В чем секрет продуктивности? – Секрет прост: это любовь, любовь к своей профессии, к театру, к коллегам, к городу, любовь к своей семье, это желание реализовать планы. Театр – это производство, и если оно запущено, останавливаться нельзя. Имеет значение финансовый вопрос, ведь чтобы «выжить», платить аренду, зарплаты, нужно играть как можно больше спектаклей. «Надписи» по рассказам Бунина – наш первый хит, настоящий классический русский спектакль, почти Чеховский, с живым исполнением романсов. Спокойный, степенный, но безумно романтический. Любовь на фоне уединенной жизни в начале ХХ века. Anthropogen. Modernity – это наш манифест, визитная карточка. Современный минималистичный спектакль, но говорящий о самом важном, глубоком. Очень быстрый, энергичный, почти гипнотический. Он трогает и молодых, и пожилых, главное, тех, у кого сердце не очерствело. «Втроем» – необычный спектакль по пьесе современного драматурга Люси Гварамадзе. Красивая и глубокая постановка. Очень разнообразная по форме – и многоголосное пение, и танцы, и соло на гитаре. Много любви, и немного пикантных моментов. Зрителям очень нравится. «Театр А. Вертинского» – наш проверенный временем моноспектакль. Безусловный хит. Полные залы. Смех и слезы. «Как попасть в сказку» – детский спектакль, веселый, скоморошный, лубочный. Русская народная сказка со всеми атрибутами: тут тебе и платочки русские, и коврики из избы, банька, волк, лиса, Баба Яга, Кощей. А главное, интерактив! Герои постоянно обращаются за помощью к детям в зале, и помощь заключается в фокусах. У детей есть возможность не только увидеть, но и самим сделать фокусы. Премьерная комедия «Подходцев и двое других» – спектакль, который сразу покорил Воронеж. Несмолкаемый смех, полные залы, овации. Нам очень приятно. Спектакль легкий, веселый, остроумный, много музыки и танцев. – По каким критериям отбирается материал для постановок? – Принцип очень простой, хотя отбор материала сложный и строгий (я человек привередливый) – это должна быть хорошая литература, хорошая драматургия. Важна тема, важен язык. Очень многое отвергаю. Мы стараемся чередовать классику и современность, не застревать в одном жанре, в одном поле. Пробуем разное. Главное, что критерий – качество. И смысл. Ведь спектаклем мы говорим со зрителем. Говорим о нашей радости, боли, переживаниях... – Какова политика «Никитинского» относительно актеров? Это только профессионалы или вы рассматриваете разные варианты, например, начинающих талантливых артистов? – Да, мы профессиональный театр. Это важно. Все актеры Никитинского – выпускники нашего Института искусств разных лет. Мы привлекаем в работу студентов, это тоже важно, как для них, так и для нас. И отбор в коллектив тоже довольно строгий, приходят актеры пробоваться, кто-то остается, кому-то суждено получить отказ. Наше недавнее прекрасное обретение артист Алексей Савин, замечательный молодой актер, уже занят в трех спектаклях. – Каковы творческие планы театрального центра? – Планов много. До конца сезона хотим еще три премьеры – две взрослых, и одну детскую. Уже начинаем репетировать. Появятся новые лица на сцене, новый режиссер попробует свои силы. Не хочу пока раскрывать всех карт, но будет спектакль по одному из величайших романтических произведений ХХ века, будет еще одна комедия. А уж на осень планируем массу всего разнообразного: от русской и зарубежной классики, до современных авторов. Хочется Гоголя, Пушкина, Шукшина, Кафку... Хочется творить настоящее театральное искусство!

Пять премьер за полгода. Как «Никитинский» ставит рекорды в искусстве
© АиФ