Войти в почту

Истинный реставратор призван возрождать не людей, а время

30 января в Центральном доме архитектора открылся первый в стране Всероссийский Конгресс молодых реставраторов. На пленарном заседании побывала корреспондент «ВМ».Начинающие реставраторы архитектурных колледжей и вузов России и Белоруссии собираются в фойе Дома архитектора задолго до официального открытия конгресса. Ася Заславская и Валентин Громушкин пока только на третьем курсе московского Политехнического техникума № 2. Но ребята уже готовы представить результаты профессиональной деятельности. — Реставрация световых решеток архитектора Шехтеля — наша самая масштабная работа, — рассказывает Ася перед началом конгресса. — На каждую ушло около месяца, а всего их 32. Часть еще в процессе обработки. Готовые экспонаты уже выставлены в Музее Москвы и на улице Мясницкой. Одной из главных проблем, обсуждаемых на пленарном заседании конгресса, стало российское законодательство, регулирующее деятельность реставраторов. Дело в том, что официально этой профессии не существует вовсе. Границы допустимого вмешательства специалистов в реставрируемые произведения искусства также весьма условны. — Главным руководством реставраторов является Федеральный закон № 73 «Об объектах культурного наследия народов РФ», — объясняет проблему заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Сергей Рыбаков. — Однако этот нормативный акт требует постоянных поправок. Кроме того, важна компетенция организаций и специалистов. Грамотный реставратор — это не только архитектор, но еще и высокообразованный, эрудированный историк. Пока профессионалы проясняют особенности законодательства, студенты слушают практический мастер-класс руководителя Агентства по управлению и использованию памятников истории и культуры Олега Рыжкова. Случайному наблюдателю понять все тонкости представленной теории итальянца Чезаре Бранди трудно. Как объяснили молодые специалисты Ася и Валентин, суть в том, что при восстановлении произведения искусства важно избежать создания исторической подделки. Объект должен восприниматься целостно, а авторская фантазия реставратора и его собственное видение результата — последнее, чем стоит руководствоваться. Увлеченность молодых участников конгресса оказывается приятным сюрпризом для организаторов. — Потребность в квалифицированных кадрах в нашей сфере растет из года в год, — заявляет президент Союза реставраторов Вячеслав Фатин. — Новоиерусалимский монастырь, Соловецкая обитель и многие другие объекты сейчас находятся в разработке и требуют вклада молодежи. Рассказывая об учебе, Ася признается: далеко не все друзья понимают ее специфический выбор специальности. Сообщество реставраторов — группа довольно закрытая. Но девушка в своем жизненном пути ни на секунду не сомневается: — Нельзя давать в обиду памятники культурного и исторического наследия, — с энтузиазмом заявляет Ася Заславская. — Реставратор — одна из самых благородных профессий. В чем-то это близко к медицине. Только возрождаем мы не людей, а время. ПРЯМАЯ РЕЧЬ Алексей Емельянов, руководитель Департамента культурного наследия Москвы: - Ни для кого не секрет, что Москва — это город, где расположены более 7500 объектов культурного наследия. Порядка 700 из них были отреставрированы у нас за последние годы. Еще 300 объектов находятся на стадии проектирования. И каждый год эти показатели только увеличиваются. Нашему мегаполису нужны яркие личности, молодые кадры, которые помогут чиновникам ответить на вопрос, как включить объекты культурного наследия в современную городскую жизнь. СПРАВКА Специальность «Реставрация» можно получить в вузе, художественном или реставрационном училище. В Москве специалистов готовят Российский государственный гуманитарный университет, Колледж архитектуры, дизайна и реставрации № 26 и Политехнический техникум № 2. Практика студентов проходит в музеях, научно-реставрационных центрах, а также в частных мастерских.

Истинный реставратор призван возрождать не людей, а время
© Вечерняя Москва