«До и после» сцены
Театр Наций представил проект «До и после», созданный в рамках иммерсивного (то есть с участием публики) театра. Рекомендуется зрителям, уставшим от повседневной суеты и жаждущим деятельного покоя. В спектакле нет сцены и зрительного зала. Сценическим и одновременно зрительским пристанищем становится второй этаж старинного особнячка на Страстном бульваре, в котором худрук Театра Наций Евгений Миронов открыл филиал «Новое пространство». Посередине длинный деревянный стол, окруженный табуретками. На столе — эмалированные чайники и нехитрое угощение. Можно присесть и почаевничать. Или отправиться в гости в пять фанерных кубов-квартирок, расположенных тут же, по соседству. На каждом несколько надписей: фамилия, имя, отчество — и звонок, как в коммуналке. Загорается зеленая лампочка — пожалуйста, заходите. Вас ожидают Майоров Андрей Михайлович и Смирнова Марина Викторовна. Он в прошлом актер, она — артистка Москонцерта. Оба давно на пенсии. Рассказывают, что вместе уже 47 лет, два года назад повенчались и не жалеют: здоровье стало лучше. Но сердце, продолжает муж, всё равно пошаливает — пока служил в театре, спектакли сердцем играл, техники-то не хватало. «Сколько же вам лет?» — интересуется кто-то из гостей. «Ему — 82, а мне — 83», — отвечает жена. На самом деле актеры, играющие в этом документальном проекте, очень молоды. Большинство из них студенты Школы-студии МХАТ, мастерская Дмитрия Брусникина. А их герои — работники театра старшего поколения, которых поддерживает благотворительный фонд «Артист». В течение четырех месяцев ребята были волонтерами фонда. Помимо оказания необходимой бытовой помощи, они много разговаривали со своими подопечными и записывали эти разговоры. Затем драматург Михаил Дурненков оформил их в документальную пьесу, а режиссер Дмитрий Брусникин поставил спектакль. — Есть люди, которые прошли путь длиною почти что в век. Всю жизнь они прожили на сцене или около нее и теперь прощаются с ней, — рассказал режиссер. — И есть люди, которые только знакомятся со сценой, — студенты, говорящие нам: «Здравствуйте!». Мы пытаемся исследовать территорию театра через два абсолютно разных поколения. Вместо «территории театра» может быть любая другая профессиональная или социальная территория, а смысл остается неизменным: диалог тех, кто уходит, с теми, кто приходит. Плюс вовлеченный в этот диалог гость. Впрочем, говорить о полном вовлечении нельзя — это какая-то особая форма взаимодействия театра и зрителя, гарантирующая последнему релаксирующий эффект. За вечер каждый из гостей «Нового пространства» успевает послушать не больше четырех-пяти из шестнадцати историй. Больше и не нужно — суеты данное общение не предполагает. В какой-то момент стремление попасть в «квартирки», чтобы познакомиться с новыми персонажами, ослабевает, и гость начинает чувствовать себя частью спектакля, где ход действия зависит только от него. Можно побродить по особнячку. Можно усесться у стола, слушать доносящиеся из «квартирок» реплики и складывать их в свою мегаисторию. Можно ничего не слушать, а просто получать удовольствие от приятного вечера с участием симпатичных людей. — Нам важно перестроить человека с попытки овладеть иерархией жизни, обязательно что-то сделать, куда-то успеть, — поделилась художник спектакля Ксения Перетрухина. И это авторам удается. К финалу — когда гости вновь превращаются в зрителей и усаживаются на скамейки, а актеры поочередно выносят портреты людей, от лица которых говорили, — уже никто никуда не спешит. А куда, собственно, спешить? Вот она, жизнь — уходящая, приходящая, собственная текущая... Наслаждайся отдельно взятым моментом — он уже не повторится. Справка «Известий» Созданный совместно с фестивалем «Территория» проект «До и после», посвященный людям театра, — третья часть социальной программы государственного Театра Наций. Все сборы от спектакля пойдут в помощь ветеранам сцены. Ранее были показаны проекты «Бросить легко» с участием людей с наркозависимостью и «Прикасаемые» — с участием слепоглухих актеров.