Ещё

Путь домой. Как похищенная ярославская икона возвратилась на родину 

Фото: АиФ
Настоящим детективом можно назвать захватывающую историю с похищением старинного образа в Ярославле и счастливым финалом с его возвращением, который могли наблюдать ярославцы на прошлой неделе в музее-заповеднике.
Более 10 лет в розыске
Уникальная икона XVII века «Воскресение — Сошествие во ад, с праздниками и историей Страстей Христовых в 18 клеймах» была похищена в 1995 году из недействующей церкви Николы Надеина — филиала Ярославского государственного музея-заповедника.
В самом названии иконы как будто скрывалась тайна того пути, который пришлось совершить образу. Как рассказывают очевидцы, 22 года назад в церковь средь бела дня вошли несколько человек, представившиеся реставраторами, и вынесли четыре огромные старинные иконы.
Три из них вскоре были найдены, а вот судьба «Воскресение — Сошествие во ад» оставалась неизвестной. Более 10 лет шедевр находился в розыске, но обнаружить его так и не удалось. Потом дело закрыли в связи с истечением срока давности.
В 2016 году произошло неожиданное: икону в одной из частных галерей в Венеции случайно увидел наш искусствовед — научный сотрудник Третьяковской галереи Левон Нерсесян. Но так как венецианец приобрёл образ легально и за большие деньги, просто так забрать произведение древнерусского искусства у него было невозможно.
«Поскольку владелец иконы считается добросовестным приобретателем, находящийся в его собственности памятник не подлежит конфискации», — сообщили в Министерстве культуры РФ.
Передана в дар Выкупить икону и перевезти её на родину решил московский меценат Михаил Абрамов, основатель Музея русской иконы. Ярославскому музею-заповеднику он передал её бесплатно.
«После долгих переговоров нам удалось вернуть икону в Россию. С октября на несколько месяцев она находилась в Музее русской иконы в Москве, чтобы жители и гости столицы могли ознакомиться с культурным наследием. Теперь будет в Ярославле. Я счастлив передать её. Эта святыня — настоящий шедевр местной иконописной школы и её достояние», — отметил Михаил Абрамов.
Кстати, Музею русской иконы за последние десять лет удалось выкупить и безвозмездно передать в государственные учреждения разных городов 19 бесценных произведений искусства.
Церемония передачи святыни состоялась в день празднования 152-летия со дня основания музея.
«Музей-заповедник — символ Ярославля. Именно с ним ассоциируется наш древний город, которому совсем недавно официально было присвоено звание столицы «Золотого кольца», — сказал на мероприятии Виктор Костин, первый заместитель председателя правительства области. — Один из самых популярных туристических маршрутов в этом году отмечает своё 50-летие».
Специалисты, музейные сотрудники тоже безмерно счастливы, что святыня вернулась на родину. Слова благодарности в адрес мецената в этот вечер звучали от директора музея-заповедника Натальи Левицкой, которая рассказала, что ей звонят горожане и жители области и просят передать Михаилу Абрамову их восхищение столь благородным поступком.
«То, что вы делаете, неоценимо для сохранения нашего культурного наследия, и низкий вам за это поклон от всех!» — сказала Наталья Васильевна.
«Воскресение — Сошествие во ад» представляет собой огромную ценность.
«Уникальность иконы, — сообщила Светлана Блажевская, заместитель директора музея-заповедника по науке, — в том, что она имеет точный адрес: известно, для какого храма она была написана, в какое время, с кем связана. Кроме того, надо отметить, что живопись 1640-х годов довольно немногочисленна. Это преддверие ярославского стиля, который развивался с середины XVII века. Икона показательна и как точка отсчёта: она писалась одновременно с живописью в храме, возможно даже одними художниками, и имеет точную привязку ко времени. Таких вещей осталось очень мало».
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео