«Моя Москва» — так называется экспозиция Семена Файбисовича, открытая в Музее Москвы. Это — портрет города и горожан. Последние два десятилетия XX века Семен Файбисович создавал портрет уходящей советской эпохи. Но на рубеже «нулевых» художник всерьез занялся литературой и на время оставил рисование. Вернувшись к холсту и кисти в 2007-м, он решил воспеть новое время. — Меня возбуждает жизнь, а не искусство, — говорит Семен Файбисович. И демонстрирует жизнь в циклах «Мой двор» и «Казанский В.», где в числе прочих фигурируют явления и персонажи, которые принято не замечать. Бездомные, брошенные старики, маргиналы... Для прохожих их лица — серая масса, а для художника — это люди с богатой биографией и яркой фактурой. На холст Файбисовича может попасть, например, бездомный старик — со сломанным носом и морщинами, напоминающими борозды на свежевспаханном поле. Вряд ли он предполагал, что станет моделью и его портрет будет висеть в галерее. Но если искусство отражает жизнь, то оно должно отражать и такие непарадные ее явления, считает художник. Файбисович называет свой стиль фотореализмом. Сначала он делает фотографию камерой мобильного телефона — в низком разрешении, с пикселями, жестким цветом и отсутствием полутонов. Затем снимок подвергается компьютерной обработке и распечатывается на холсте. Финальный этап — работа кистью: автор вручную наносит на полученное изображение краски. В результате получается современный, узнаваемый и в то же время оригинальный образ. Кто-то скажет, мол, и не живопись это, а какие-то «раскраски». Некоторые вслух недоумевают: «Ну как изображение бомжа может стоить $100 тыс.?» Но, попав в темное пространство Красного зала Музея Москвы, зритель физически ощущает, как кирпичные арки и старинные своды наполняются воздухом и светом, словно струящимся с картин. — Экспозиция Семена Файбисовича будет интересна всем без исключения, — уверена директор Музея Москвы Алина Сапрыкина. — Каждый находит в работах этого художника то, что трогает за душу. Глядя на полотна, мы испытываем радость, печаль, грусть, умиление... Все представленные картины — своего рода дань уважения красоте обыденного. Они объединяют традиции живописи прошлого с современными форматами, но в центре по-прежнему остается главный персонаж — человек. Выставка «Моя Москва» Семена Файбисовича открыта до 1 марта.

Всюду жизнь
© Известия