Музей на Вокзальной улице. «Железка» - наше всё и даже больше
Он имеет официальный статус филиала музея Октябрьской железной дороги и с 1989 года - звание народного. Увы, но даже многие коренные псковичи ни разу не посещали его экспозиций, хотя те заслуживают самого пристального внимания. Это особенно печально хотя бы потому, что практически все жители тысячелетнего Пскова пользуются услугами железнодорожного транспорта. Об особенностях работы любопытного ведомственного музея корреспондент «АИФ-Псков» побеседовал с хранителем его фондов Татьяной КОСТИНОЙ. Об отцах-основателях - В июле 2017 года музей истории псковских железнодорожников отметит полувековой юбилей. Как он создавался? - Наш музей имеет двух «отцов-основателей» - личностей явно незаурядных! Инициатором его создания был Николай Львович Мельников, начальник Псковского отделения Октябрьской железной дороги в 1962-1977 годах. Фронтовик, отважно воевавший под началом легендарного Георгия Жукова. Умелый хозяйственник и администратор в сфере железнодорожного транспорта, награжденный орденами Ленина, Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны двух степеней. Дважды он был удостоен знака «Почетный железнодорожник» - в 1945 и в 1967 годах. Кроме всего прочего, Николай Львович был талантливым художником-любителем! Блестящим исполнителем идеи создания музея был его близкий друг – Александр Валентик. Потомственный железнодорожник, имевший особое звание инженер-майор тяги, он работал в Пскове с 1963 года. Во время Великой Отечественной войны Александр Иванович активно участвовал в партизанском движении, был подрывником, комиссаром и начальником разведки партизанского отряда. Он занимался ликвидацией немецких диверсантов и лично пустил под откос четыре вражеских паровоза и 78 вагонов с живой силой и техникой. Имел 12 государственных наград, включая Орден Отечественной войны. Кстати, Валентик уже в зрелом возрасте окончил исторический факультет Псковского пединститута, работал педагогом, а также провел большую научно-поисковую работу по изучению истории железной дороги в СССР, России и на Псковщине. С момента основания и по 1979 год именно он руководил железнодорожным музеем в Пскове. Он же создал и самую первую музейную экспозицию. «ШПАЛЫ-ШПАЛЫ» - Какие экспонаты представлены в экспозиции? - В музее находится более 2 тыс. единиц хранения. Все экспонаты мы получаем в дар от железнодорожников. Это - фрагменты рельсов, вагонные фонари, керосиновые лампы, инструменты путейцев, кочегаров паровозов, служебные часы машинистов, пломбы для товарных вагонов. Среди экспонатов - жезловый аппарат системы Трегера, дефектоскопная тележка, съемный дефектоскоп, телеграфный аппарат системы Бодо, телетайпы, обмундирование служащих железной дороги, их государственные и ведомственные награды, переходящие красные знамена, которыми награждалось Псковское отделение Октябрьской железной дороги в советский период, модели разновидностей железнодорожного транспорта. Сначала музей находился в здании Псковского вокзала, но в 1984 году он переместился в бывшее помещение железнодорожной поликлиники на Вокзальной улице. Со временем возле музейных дверей были установлены вагонная тележка и навершие железнодорожного светофора. Они стали своеобразным «товарным знаком» нашего музея. К 2014 году в залах установили сенсорное информационное табло, благодаря которому можно получить сведения о псковских железнодорожниках, о технике безопасности на дороге. Появилось также оборудование для подсветки выставочных стендов. ПЕРЕХОДЯЩЕЕ КРАСНОЕ ЗНАМЯ - У вас много посетителей? - В советское время посещаемость доходила до 7 тыс. человек в год. В 90-е она резко сократилась. Тем не менее, за последние 10 лет число посетителей существенно возросло, что связано с общей тенденцией увеличения туристического потока в Псков. Например, в 2015 году музей истории псковских железнодорожников посетили 4 тыс. 206 человек, а за 10 месяцев прошлого года – почти столько же. Подавляющее большинство – москвичи и петербуржцы. Есть туристы из Калининграда, Североморска, Магадана и Калужской области. Бывают у нас и иностранцы, в основном, из Эстонии, Украины, Финляндии, Германии и Южной Кореи. Разумеется, заглядывают «на огонек» и псковичи. Большинство посетителей – туристы-одиночники. Хотя мы принимаем и целые экскурсионные группы. - Наверное, в основном, дети приходят? - Как правило, школьники, студенты и железнодорожники. Часто приезжают ребята из Острова. Вообще школьная публика довольно своеобразна. Детям очень трудно объяснить, что переходящее красное знамя это – награда за ударный труд. Поколение гаджетов и высокоскоростного интернета не готово воспринимать то, как работал телетайп. Для них это – слишком древняя история! Интрига сохраняется - Музеи ведь сейчас не только «сборщики» экспонатов, но и просветители. Как насчет этого? - Разумеется, мы выполняем культурно-просветительскую миссию, будучи организаторами самых различных мероприятий. К ним относятся праздники для псковских ветеранов Октябрьской железной дороги, посвящение в профессию ее молодых сотрудников, выставки творчества местных железнодорожников. Любопытно, что на выставках экспонируются кузнечные изделия, изделия из лозы и даже репейника, макраме, декупаж, вышивка, модели паровозов и вагонов. Совместно с сотрудниками транспортной полиции ежегодно проводим игры со школьниками по правилам поведения на железной дороге И, конечно, мы думаем о целой серии мероприятий, приуроченных к 50-летию Музея истории псковских железнодорожников. Что это будет? Пока не скажу! Пусть это заинтригует всех читателей АИФ-Псков! Ясно, что праздник будет очень интересным!