Войти в почту

В Пермском ТЮЗе отмечают юбилей художественного руководителя

7 февраля в Пермском ТЮЗе начинается неделя показа спектаклей только Михаила Скоморохова, художественного руководителя театра. Таким образом отмечается его творческий юбилей — 35-летие работы в Перми. Напомним читателям, что именно здесь он получил признание зрителей и высокую оценку своих трудов: стал заслуженным деятелем искусств РФ (1988 г.), народным артистом РФ (1996 г.), кавалером Государственной награды -Ордена Почета (2007 г.) и Почетного знака «Общественное признание» (2001г.), лауреатом премии Правительства РФ в сфере искусства и культуры (2009г.), четырежды лауреатом премии Пермской области и Пермского края в области искусства, лауреатом Российской национальной театральной премии «Арлекин» (2010 г.) в номинации «За великое служение театру для детей». Зрители приглашены на спектакли, которые отмечены высокими наградами на всероссийских и международных фестивалях и любовью зрителей. Среди них «Чонкин»В. Войновича, «Охота жить» по рассказам В. Шукшина, «Золоченые лбы» по мотивам сказки Б. Шергина, «Господа Головлевы» (который завоевал сразу несколько Гран-при) и недавняя премьера «Продавец дождя» Р. Нэша. В преддверии знаменательной даты мы встретились с виновником торжества и задали ему несколько вопросов. - Михаил Юрьевич, в Италии существует народная традиция под Новый Год избавляться от старых вещей. Считается, что счастливым станет тот, кто избавится от большего количества хлама. Что бы вам хотелось «выбросить» из накопленного опыта театральной жизни, чтобы двигаться дальше? - Скажу честно, что сегодня я бы «выбросил» мою категоричность, или излишнюю принципиальность (как хотите называйте) - в отношении к работе, к коллегам, к достижению творческих целей... Мое поколение воспитывалось в советское время, когда нас убеждали, что есть хищный капитализм и человечный коммунизм, и если кто не с нами, значит, он против нас. С такими убеждениями я долго жил, в них упирался, на них строил человеческие отношения. Но переменилось время, и с возрастом пришло иное понимание мира и человека. Мир многополярен, а люди разные. И двигаться вперед способен только тот, кто готов к сомнению в правильности и единственности своей позиции, кто способен оценить ситуацию со всех сторон, дать место в своей душе другой точке зрения и тем самым сам себя обогатить иным мировосприятием. Тем более, что жизнь доказывает верность и других, отличных от вашей, точек зрения. Я не любил тех, кто на работе живет для себя. Мне хочется , чтобы в театре жили ради общего дела. Прошло время, и оказалось, что все не совсем так. Кто-то из актеров работал со мной годами. Но кто-то уходил в поисках лучшего для себя. Я никогда никого насильно в театре не держал, хотя порой уходили и лучшие... Двадцать пять лет я делал постановки на Владимира Шульгу (зрители до сих пор помнят этого умного и заразительного актера), но однажды он захотел поискать счастья в Москве. И с ним ушли из репертуара популярные спектакли «Золотой теленок», «Багровый остров», «Ричард III»... Но через какое-то время пришли другие актеры, и я осуществил с ними новые интересные работы. Сегодня тяжелее расстаться с теми, с кем долго находился «в одной упряжке». Я понимаю - у всех свои резоны. У кого - возраст, у другого - болячки. Сожалею, что ушел на отдых бывший главный художник заслуженный художник России Юрий Жарков. Рад, что остался, пусть и на полставки, заведующий музыкальной частью заслуженный работник культуры России Марк Гольдберг... Раньше, когда я ставил детские спектакли, я стремился, чтобы моя работа нравилась всем детям, но этого часто не было. А когда я ставил себе задачу, чтобы мой спектакль для детей был интересен моему сыну или дочке, такие постановки порой звучали лучше, художественно значимее... Значит, можно работать одновременно и для себя, и для театра. Что еще необходимо «выбросить»? Конечно, мою нецензурную лексику. Я признаю себе недостаток культуры. Нелитературные выражения в советское время так вошли в нашу жизнь, что мы к ней несколько попривыкли, особенно в 90-е годы. Вспоминаю « Вальпургиеву ночь» Венички Ерофеева - пьесу глубокую, острую и, оказалось, очень современную. Неприличных выражений в ней было около сотни. Я оставил только три. Эти три невозможно было ничем заменить. Спектакль и Перми, и в Москве и в Петербурге имел оглушительный успех. Везде получали восторженные отклики и были удостоены Гран-при на краевом фестивале «Волшебная кулиса». Пожалуй, еще я бы «выбросил в окно» старый уклад жизни в театре. Раньше считалось, что театр как творческий дом, как мир высокого искусства можно построить, если у тебя есть команда, которую ты ведешь, она тебе верит, преданно идет за тобой. Но вспоминая ведущих режиссеров прошлого столетия - Юрия Любимова, Олега Ефремова, Анатолия Эфроса, понимаешь, что бывает и иначе. Один из них покинул свою команду, у другого команда разделилась на две части. А Эфрос, которому власти не доверяли возглавить театр, ставил спектакли на разных сценах. Происходили колоссальные потрясения! Однако искусство каким-то чудом сохранялось. Спектакли Эфроса, поставленные с другими исполнителями, были не менее значимы, чем созданные с его командой. Сегодня режиссеры ездят из театра в театр и ставят разовые спектакли. Вот и мне стало важно собрать команду на один спектакль. Нужна конкретная группа людей, с которой я в данный момент готовлю постановку: актеры, сценограф, художник по свету, композитор, завлит, с которыми вместе мы работаем над пьесой. Они могут появиться в театре на время. А потом уедут. И это нормально, ничего страшного нет. - Михаил Юрьевич, а что вы бы оставили из своего прошлого как непреходяшую ценность? - Мне повезло с учителями. Я закончил в 1971 году Свердловское театральное училище (актерское отделение), а в 1977 году - Московский вуз имени Б.В. Щукина по специальности «Режиссура драмы». В Свердловске мы учились по программе Щукинского училиша, поэтому у меня очень хорошая школа. Мне повезло, что курс по теории режиссуры нам читал Борис Евгеньевич Захава (известный актер, режиссер и педагог, который получил первые уроки мастерства у Е.Б. Вахтангова - прим. автора). Мастерство режиссуры я прошел под руководством Владимира Александровича Эуфера и Александра Михайловича Поламишева, которые были учениками Марии Осиповны Кнебель (известный режиссер и педагог, ученица К.С. Станиславского - прим. автора). Тридцать лет я занимался в режиссерской лаборатории Леонида Хейфеца и у Адольфа Шапиро, также учеников М.О. Кнебель. Так что можно сказать, что я впитал в себя две школы - Вахтангова и Станиславского. Сегодня я наблюдаю молодых режиссеров и очень часто вижу, что им не хватает школы, азов нашей профессии. И тут я понимаю, как мне повезло, что я овладел основами режиссуры.. - Более четверти века вы преподаете на кафедре режиссуры и актерского мастерства в Пермском институте культуры. Труппа на восемьдесят пять процентов состоит из ваших учеников. Что вы хотели бы им передать из своего театрального опыта? - Известно, что актеров, будущих и настоящих, надо любить. В каждом поколении находятся неординарные личности, которые интересно познавать. Актеры - как дети. Только не надо забывать, что это «сукины дети». Помните, так назывался фильм Леонида Филатова про закулисную театральную жизнь. А если говорить о передаче опыта... Хотелось бы быть полезным в открытии профессии и получении счастья - не в смысле житейского или счастья от успеха и славы. Нет... Хотелось бы , чтобы они ощутили счастье от чего-то нового в понимании самих себя - на репетиции, в работе над ролью. Я втягиваю их в глубину театрального дела, чтобы они полюбили именно репетиционный процесс. - В вашем творчестве сквозными мотивами проходят темы театра, семьи, человека с чудным характером... Что заставляет обращаться к ним снова и снова? - Тема семьи для общества не изжита. Посмотрите вокруг - сколько мошенников, воров, самых разных обманов. Подрастающее поколение сталкивается с этим. Семья, где нас искренне любят, уважают, ценят, - вот главное в этом страшном мире. Я считаю, что семья, крепкая, настоящая, может спасти и отдельного человека, и город, и страну. У нас на сцене зритель видит жизнь разных семей, будь то «Господа Головлевы» по мотивам М. Салтыкова-Щедрина или «Чонкин» В. Войновича и «Предместье» А. Вампилова. В основе литературного материала, как правило, классика, а она - всегда современна и является хорошей школой для всех. Что касается темы театра - это «диагноз». Я не могу не думать о театре. Репетирую даже во сне. Были моменты, когда именно во сне приходило решение каких-то сцен. Люблю не только глубокий психологический театр, но и театр-праздник, где есть бурлеск, розыгрыши, яркое представление. И зрители идут в театр, чтобы и посмеяться, и прослезиться, отдохнуть и забыться. Да, я люблю персонажей, как вы говорите, с чудными характерами. Они часто встречаются среди нас. На первый взгляд, смешные, несуразные, но интересные своими убеждениям и открытыми чувствами. Как пример- обитатели российской деревни в спектакле «Охота жить!» по рассказам В. Шукшина. И среди них встречаются настоящие национальные герои - как Чонкин, тоже, кстати, из деревенских, в нашем одноименном спектакле по роману В. Войновича. Хочется, чтобы зрители - дети, молодежь, взрослые - в увиденном на сцене что-то узнавали про себя, про свою личную жизнь. Чтобы театр помогал зрителю в решении важных для него проблем. А главное, чтобы ребенок, особенно подросток, уходил из театра не только с праздничным настроением, но и с чувством уверенности в себе, в том, что завтра он будет хозяином жизни и все его планы сбудутся. А если проще - с оптимистичным зарядом. И я верю, что нам это, хоть частично, но удается. В Пермском ТЮЗе сложилось несколько поколений нашего зрителя. Днем дети смотрят спектакли, вечером - их родители с друзьями. А потом дети вырастают и приводят в Пермский ТЮЗ своих детей. И хорошо, если бы так было и дальше. Ради зрителей мы и работаем. Фото Аллы Гуриной из архива театра.