«Равнодушный красавец» не оставил равнодушными зрителей. Многие узнали себя
Что такое любовь, созидает или разрушает это чувство, о чём вообще пьеса Жана Кокто «Равнодушный красавец» и что хотели этой постановкой рассказать своему зрителю «лицеисты»? До сих пор – а спектакль идёт чуть больше года – каждый уносил эти вопросы с собой и, как мог, сам искал на них ответы. Но два воскресенья подряд в театре обсуждают со зрителями – что они увидели, почувствовали, может, сделали какие-то выводы. Первый такой разговор состоялся 5 февраля. На нём присутствовали в том числе и профессиональные психологи (они приглашены и на 12-е). История из жизни «Равнодушный красавец» написан Жаном Кокто специально для Эдит Пиаф и о ней самой, о её любви. Но это не просто любовь, это зависимость, когда один любит до умопомрачения, а второй принимает эту любовь и позволяет себя любить, но при этом ведёт себя так, как считает нужным. «Равнодушный красавец» - это крик: «Ну поговори же со мной, обними меня, не отталкивай, ведь я так нуждаюсь в тебе!». Увы, этот крик – а в Лицейском это крик вербальный и невербальный (в постановке хореографа Ирины Горэ) раздаётся в пустоту: красавец (Александр Боткин), уткнувшись в газету, не желает отвечать, он отгораживается от той, что ждёт его долгими ночами, этой газетой и своим молчанием... Наш «красавец» Впрочем, в Лицейском театре герой Боткина молчание всё же прерывает. Собирая вещи, он разражается монологом из пьесы Джерома Килти – «Милый лжец». Он говорит о том, что и хотел бы сказать правду, да не может. И обращается к зрителю: «А кто из вас не лжёт?». Спектакль идёт чуть меньше часа и требует от актёров большого напряжения, ведь играть тут надо, как говорится, на разрыв души. Они так и делают, и, по словам Дарьи и Александра, получают от этого свой актёрский и человеческий кайф. «Актёрская природа требует таких экспериментов над собой, я с удовольствием взялась за эту роль», - говорит Дарья Оклей. А Александр Боткин добавляет: «Это и по-человечески полезно - выплеснуть эмоции». Зрители не согласны После просмотра профессиональный психотерапевт Дмитрий Четвериков разложил по полочкам понятие любви и рассказал, что любовь имеет три компонента: социальный, сексуальный и эмоциональный. И такую сильнейшую эмоциональную зависимость, которая показана в «Равнодушном красавце», испытывает всего лишь 35% людей и только один раз в жизни. Мимо остальных эти эмоции проходят, и, может, где-то это и хорошо, потому что такая зависимость на самом деле лишает воли и не поддаётся какому-либо рациональному объяснению. Кстати, по словам профессора, если женщины из таких отношений могут выйти относительно благополучно и со временем найти замену своей привязанности, то мужчины переживают разрыв с зависимостью гораздо хуже: через наркотики, алкоголь и даже попытки суицида. Профессор назвал третью часть спектакля, то есть монолог героя о лжи, лишней. «Мы увидели трагедию женщины в первой части – в танце, в том, как она ждала и переживала, не произнося ни слова. Во второй части мы услышали «вынос мозга» и увидели разрыв. Третья часть была тут не нужна», - сказал Четвериков. Эту точку зрения, соглашаясь, впрочем, что увидели и узнали в том числе и себя в героине постановки, поддержали и многие зрительницы. Те, кто посчитал нужным высказать своё мнение, говорили, что лучше бы мужчина всё-таки молчал весь спектакль, как и было в оригинале у Кокто. Но, с другой стороны, героиня Оклей – не певица, как в оригинале, а танцовщица. «Это конец отношений, которые, возможно, были когда-то счастливыми, - поделилась режиссёр Лилианна Белявская. – Но это не пример для подражания, это скорее пример, как не надо строить свои отношения». В общем, правильно ли поступил режиссёр – решать ему, каждый вправе отстаивать собственную точку зрения. Но в том, что спектакль удался и нужен омскому зрителю, нет никаких сомнений.